• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Увидеть и сравнить

В этом году Высшая школа экономики открыла программу межкампусной мобильности, это когда студент одного кампуса едет на семестр учиться по аналогичной образовательной программе в другой кампус. Вроде тот же вуз и общие требования, все то же самое, но, тем не менее, по-другому. Личным опытом учебы в московском кампусе Вышки делится студент 3-го курса факультета социологии Илья Куликов.

В этом году Высшая школа экономики открыла программу межкампусной мобильности, это когда студент одного кампуса едет на семестр учиться по аналогичной образовательной программе в другой кампус. Вроде тот же вуз и общие требования, все то же самое, но, тем не менее, по-другому. Личным опытом учебы в московском кампусе Вышки делится студент 3-го курса факультета социологии Илья Куликов.

О возможности провести семестр в Москве я узнал из рассылки деканата факультета социологии. Решение ехать принял довольно быстро: еще при поступлении я выбирал между Москвой и Санкт-Петербургом, остановился в итоге на питерском кампусе, однако соблазн посмотреть "а как там у них" остался. Когда пришла информация о программе академической мобильности, долго сомневаться не стал. Кроме того, в Москве к тому моменту было некоторое количество знакомых, еще со времен школьных олимпиад, желание встретиться с ними также сыграло свою роль. Наконец, последнее по порядку, но не по значению – это была еще возможность прикоснуться к культурной жизни столицы, к известным во всем мире театрам, к современным галереям и музеям. Все в совокупности и сделало это решение одним из самых простых решений, которые мне приходилось принимать за время учебы.

- Насколько сильно предметы отличались от тех, которые твои одногруппники изучали в Петербурге? Много ли предметов по возвращении пришлось сдавать?

Программа курса в Москве отличалась довольно сильно. К счастью, руководство факультета пошло на определенные уступки, и часть обязательных курсов, сданных ребятами в первые два модуля здесь, нам разрешили проходить и закрывать в следующем году вместе с третьекурсниками. Есть и забавный, с какой-то точки зрения, момент - один из предметов в Москве мы прошли за один модуль, защитив по нему итоговую работу, в то время как в Петербурге этот же предмет "растянут" на весь год - соответственно, есть большая разница в аудиторных часах. Это привело к тому, что уже в стенах альма-матер мы снова проходим содержательно тот же самый предмет. Вообще, в Москве были пропущены два курса полностью, часть продолжаются в новом году, и эти последние мы будем сдавать уже с нашими товарищами по петербургскому кампусу.

- По-разному ли преподают в Москве и Петербурге?

Тяжело судить о кампусах в общем, но на социологическом факультете явно бросилась в глаза специализация по годам обучения. Так, в первые два года наши коллеги из Москвы изучали исключительно количественные методы в социологии, начав качественные только в этом году - соответственно, у них были жесткие требования к курсовым работам и прочие ограничения. С другой стороны, в Петербурге все это преподается, практически, в равной степени в каждый год обучения, и есть большая творческая свобода, когда студент во многом волен сам задавать себе рамки. Мне такая система нравится больше, потому что, на мой взгляд, с ее помощью усваиваются не только вопросы, касающиеся изучаемых предметов, но и умение делать осознанный выбор и быть готовым нести за него ответственность, что очень важно.

- Чем тебе больше всего запомнилось обучение в Москве?

Много есть моментов, которые запомнились, не все они связаны именно с учебой. В первую очередь, конечно, вспоминается опыт жизни в общежитии, которого я лишен в Петербурге. Как оказалось, это целый мир, который тяжело описать словами. Было и разочарование - опять же, на социологическом факультете в Москве есть факультатив так называемых базовых кафедр, который длится весь год. В его рамках студенты получают возможность изнутри взглянуть на работу самых известных социологических центров страны - Левады, ВЦИОМа, и еще нескольких компаний. К сожалению, нам этот курс был недоступен в виду того, что мы провели там всего лишь семестр.

Ярче остального, пожалуй, запомнилось хорошая традиция студентов московской Вышки, аплодировать лекторупо завершению лекции. Не то, чтобы она была совсем в диковинку, однако в Петербурге, к сожалению, после "обычных" пар, включенных в расписание, такая форма благодарности не используется.

- Что бы ты посоветовал ребятам, которые хотят в следующем году поехать в московскую Вышку?

Не сомневаться в себе, и не колебаться при принятии решения! Поездка в другой кампус - это полезный опыт и новые впечатления, а кроме того, новые знакомства и взгляд изнутри на другую жизнь Высшей школы экономики, вуза, по уровню известности и привлекательности для студентов способного на равных соперничать с зарубежными университетами, ведущими свою деятельность сотни лет. Дерзайте, ребята!

Подготовила Мария Жаркова