• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В чем истоки ксенофобии?

Александр Семенов, декан исторического факультета Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики": Раньше в академической среде было распространено очень упрощенное определение национализма. Под ним понималась только самая радикальная правая политика, основанная на инстинктивном неприятии чужих.

Александр Семенов, декан исторического факультета Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":

Раньше в академической среде было распространено очень упрощенное определение национализма. Под ним понималась только самая радикальная правая политика, основанная на инстинктивном неприятии чужих. Теперь это неправильное и очень далекое от реальности понимание застало нас врасплох. На самом деле национализм начинается не с правой, а с либеральной политики. Как идеология он оформился в послереволюционной Франции в конце XVIII века, когда там появилась партия якобинцев. Именно они на словах выступали за всевозможные права и свободы, а на деле распространял среди французов те настроения, которые мы теперь называем ксенофобскими. Но об этом быстро забыли. У нас во время перестройки создалась очень похожая ситуация. Но специалисты продолжали считать, что дело не во всеобщей вседозволенности, которую все называли свободой, а в "дремучих инстинктах".

Эти устаревшие клише давно пора пересмотреть.

Виноваты в росте национализма и историки. Принято считать, что в каждом государстве должна быть какая-то одна ведущая нация, а все остальные считаются меньшинствами, даже если они на самом деле очень многочисленны. Все мы, наверное, помним с детства школьные учебники, в которых жителей России изображали только славянами, непременно со светлыми волосами и голубыми глазами. Никакого разнообразия народов, живущих в нашей стране, книги не показывали, его словно бы не было вообще. А в 1990-е годы этот настрой только усилился.

При этом, я считаю, не стоит специально делать акцент на этнической принадлежности людей. Человека, который всю жизнь прожил среди русских и говорит по-русски, надо считать русским. Даже если по крови он, например, татарин.

А вот прямой связи между неблагополучием и поисками врага среди чужих, на мой взгляд, нет. Было бы так - в России еще в 1990-е годы случился бы взрыв национализма с самыми страшными последствиями и множеством жертв. Но этого не произошло: националистические настроения были достаточно сильны, но до совсем плохого состояния мы все-таки не дошли.