• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурный фактор модернизации

Какова роль культуры в модернизации экономики и общественной жизни? Почему базовые ценности определяют развитие страны? 29 января в рамках проекта «Университет, открытый городу», ординарный профессор ВШЭ Александр Архангельский выступил с публичной лекцией в Санкт-Петербурге, во Дворце творчества юных.

Какова роль культуры в модернизации экономики и общественной жизни? Почему базовые ценности определяют развитие страны? 29 января в рамках проекта «Университет, открытый городу», ординарный профессор ВШЭ Александр Архангельский выступил с публичной лекцией в Санкт-Петербурге, во Дворце творчества юных.

Культура существует десятки тысяч лет, отметил Александр Архангельский, а министерства культуры появились только в средине прошлого столетия. Любопытно при этом, что первое министерство культуры было создано в СССР. Это произошло в 1953 году. Только в 1959 году подобное ведомство было учреждено во Франции, ее примеру последовали Италия, Германия и другие страны. Чем же эти министерства пытаются управлять?

Культура создает смыслы и ценности, которые возникают в процессе общения и благодаря общению. В современном мире условия и стимулы для общения — для молодого поколения, по крайней мере — создают прежде всего социальные сети. «Мы общаемся, потому что живем. Основа нашей жизни — самопрезентация», — заметил Александр Архангельский.

Если же говорить отдельно о русской культуре, то она, по мнению профессора, в последние столетия была литературоцентрична, ее ядро составляла литература, в литературе было создано наибольшее количество высоких образцов культуры. Без высокой литературы нас невозможно представить, как нельзя представить Германию без ее философии и музыки.

Однако культура, в какой бы из сфер она ни проявлялась наиболее ярко, не может в целом существовать без живых культурных практик, уверен Александр Архангельский. «По-настоящему Петербург был культурной столицей в начале ХХ века, — сказал он. — И не потому, что в этом городе, в его музеях собраны культурные сокровища, а потому, что здесь разворачивались культурные практики, которые теоретики объединили потом в понятие "Серебряный век"».

Какие культурные практики возможны сейчас? Базовой ценностью горожанина является солидарность, в отличие от деревенского жителя, ядро жизни которого составляет коллективизм. Коллективизм растворяет личность, предлагая жить по правилам, действовать, как все. Городской житель сохраняет свою индивидуальность, даже когда собирается вместе с другими, чтобы сделать общее дело, потому что после этого дела городские жители могут и предпочитают разойтись. Но беда жителей российских городов, по мнению профессора Архангельского, состоит сейчас в том, что у них нет культуры городской солидарности. Мы ничего не умеем вместе делать.

Как же можно рассчитывать на модернизацию различных сторон российской жизни в подобных условиях? Модернизация является непрекращающимся процессом, это постоянное, по слову Архангельского, «вползание в современность». Перестаем модернизироваться — становимся архаикой. Модернизация — это возможность сохранить себя, изменяясь. Существуют институты, которые переживают свое время, меняясь только внешне. Например, российско-советская армия, побеждающая несмотря на коррупцию высших чинов и дедовщину среди рядовых, была изначально создана Петром, и с тех пор всякий раз воссоздается по петровским лекалам. Так же сохраняется Академия наук, остающаяся мерилом того, что является научным на протяжении столетий, вопреки всем репрессиям, давлению, предписаниям. По мнению Александра Архангельского, нужно сохранять то, что работает, и не цепляться за то, что себя отжило. Например, следует поддерживать российское ракето- и авиастроение, и не тратить впустую ресурсы на автомобилестроение.

Такой же подход был бы уместен в сфере культуры. Скажем, в советские времена «важнейшим из искусств было кино», оно развлекало и воспитывало, и, конечно, сегодняшним управленцам от культуры хочется повторить то, что когда-то работало. Чиновники ставят задачу снять патриотичное кино, выделяют огромные деньги, на съемках используются последние технологии, а молодежь продолжает смотреть «Властелинов колец». Однако это вовсе не означает, что управлять смыслами в кинематографе или другой сфере культуры стало невозможно. Александр Архангельский привел в пример успешный опыт французского кинематографа: чиновники этой страны признали приоритетом создание качественной кинопродукции — и вот, Лунгин, Иоселиани, другие режиссеры, производившие фильмы на деньги французского правительства для французского зрителя, оживили их кинематограф. Примечателен и опыт Великобритании, где чиновники культуры разработали и реализовали программу «по формированию инстинкта чтения» среди англичан, живущих в так называемых депрессивных районах страны. Они не пытались спасти книгу как таковую, а приложили усилия к тому, чтобы сделать чтение нормой жизни тех категорий граждан, у которых оно долгое время отсутствовало. Более того, отметил Александр Архангельский, Джоан Роулинг со своим Гарри Поттером вряд ли бы состоялась как феномен в Британии, если бы перед этим Дэвид Бэкхем не начитывал отрывки из книг на маленьких местных телеканалах.

Татьяна Чернова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Игоря Бакустина