• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фасилитация на горизонтальные связи

20 января доцент кафедры прикладной политологии Роман Боярков для студентов факультета последипломного образования провел семинар «Фасилитация в преподавании».

20 января доцент кафедры прикладной политологии Роман Боярков для студентов факультета последипломного образования провел семинар «Фасилитация в преподавании».

Фасилитация – популярный  во всем мире способ повышения эффективности   работы команд и  организаций.  Его активно в своей повседневности используют коллективы таких компаний как Xerox, Google, Apple,   HP  и другие крупнейшие корпорации. Она применяется в стратегическом планировании,  разработке инновационных продуктов, организации работы с персоналом   и проведении совещаний,  управлении организационными изменениями. Фасилитация находится в общемировом тренде ориентации бизнес-обучения на  развитие горизонтальных связей, использование внутреннего потенциала и управлениями   знаниями сотрудников различных компаний.

Каждый преподаватель, который участвует в программах обучения для взрослых (президентская программа, второе высшее, повышение квалификации или переподготовка) является фасилитатором, когда организует обсуждение  определенной темы на семинаре, или  находит  способы объяснить сложные теории доступно и  просто, когда  стремится вовлечь студентов/слушателей в определенный процесс и время обучения эмоционально окрасить.     

Цель семинара - помочь участникам в развитии своей фасилитационной компетентности как элемента преподавательского мастерства.   Роман Боярков определил три вопроса для рассмотрения:

·        Позиция современного  преподавателя: теория X VS   теория Y

·        Философия фасилитации: ценности, цели, действия (или Почему Ю. Хабермас против успеха)

·        Как проводить структурированные дискуссии

Вначале участники провели ревизию своего личного опыта применения активных методов обучения. Выяснилось много интересного. Наряду с  групповыми обсуждениями, дискуссиями, разработкой и решением кейсов наши преподаватели  используют в работе  настольные игры и предлагают студентам самим  спрогнозировать результаты  уже проведенных исследований.

Познакомившись с базовыми   теориями  неформального обучения – циклом Дэвида Колба и Пирамидой технологий обучения, преподаватели  вступили в дискуссию по согласованной актуальной теме: «Тесты для студентов ВШЭ: за и против». В ходе работы был использован метод работы с карточками.  Подводя итог семинара, большинство участников высказали пожелание о продолжении  подобного обучения: чтобы освоить специальные инструменты, помогающие согласовывать позиции и оценки, принимать решения, управлять проектом и пр. Так что впереди – разработка системной профессиональной программы по фасилитации для преподавателей.

Светлана Баронене и Роман Боярков специально для spb.hse.ru