Фасилитация на горизонтальные связи
20 января доцент кафедры прикладной политологии Роман Боярков для студентов факультета последипломного образования провел семинар «Фасилитация в преподавании».
20 января доцент кафедры прикладной политологии Роман Боярков для студентов факультета последипломного образования провел семинар «Фасилитация в преподавании».
Фасилитация – популярный во всем мире способ повышения эффективности работы команд и организаций. Его активно в своей повседневности используют коллективы таких компаний как Xerox, Google, Apple, HP и другие крупнейшие корпорации. Она применяется в стратегическом планировании, разработке инновационных продуктов, организации работы с персоналом и проведении совещаний, управлении организационными изменениями. Фасилитация находится в общемировом тренде ориентации бизнес-обучения на развитие горизонтальных связей, использование внутреннего потенциала и управлениями знаниями сотрудников различных компаний.
Каждый преподаватель, который участвует в программах обучения для взрослых (президентская программа, второе высшее, повышение квалификации или переподготовка) является фасилитатором, когда организует обсуждение определенной темы на семинаре, или находит способы объяснить сложные теории доступно и просто, когда стремится вовлечь студентов/слушателей в определенный процесс и время обучения эмоционально окрасить.
Цель семинара - помочь участникам в развитии своей фасилитационной компетентности как элемента преподавательского мастерства. Роман Боярков определил три вопроса для рассмотрения:
· Позиция современного преподавателя: теория X VS теория Y
· Философия фасилитации: ценности, цели, действия (или Почему Ю. Хабермас против успеха)
· Как проводить структурированные дискуссии
Вначале участники провели ревизию своего личного опыта применения активных методов обучения. Выяснилось много интересного. Наряду с групповыми обсуждениями, дискуссиями, разработкой и решением кейсов наши преподаватели используют в работе настольные игры и предлагают студентам самим спрогнозировать результаты уже проведенных исследований.
Познакомившись с базовыми теориями неформального обучения – циклом Дэвида Колба и Пирамидой технологий обучения, преподаватели вступили в дискуссию по согласованной актуальной теме: «Тесты для студентов ВШЭ: за и против». В ходе работы был использован метод работы с карточками. Подводя итог семинара, большинство участников высказали пожелание о продолжении подобного обучения: чтобы освоить специальные инструменты, помогающие согласовывать позиции и оценки, принимать решения, управлять проектом и пр. Так что впереди – разработка системной профессиональной программы по фасилитации для преподавателей.
Светлана Баронене и Роман Боярков специально для spb.hse.ru