• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Парадокс психологии»: Лариса Цветкова о вызовах индустрии и новой магистратуре Питерской Вышки

22 ноября в России отмечается День психолога. Заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Лариса Цветкова рассказала, как появился этот праздник, какие вызовы стоят перед профессиональным сообществом и чему Питерская Вышка будет учить в магистратуре по психологии.

«Парадокс психологии»: Лариса Цветкова о вызовах индустрии и новой магистратуре Питерской Вышки

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Лариса Цветкова — доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества (РПО). Она занимает должности главного внештатного специалиста по медицинской психологии Северо-Западного федерального округа и главного внештатного педагога-психолога Северо-Западного федерального округа. В Питерской Вышке эксперт уже более двух лет развивает направление психологии. С 2024 года в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург активно работает Институт психологии здоровья, который включает несколько специализированных лабораторий и научных групп.

— Лариса Александровна, профессиональный праздник психологов появился не так давно. Почему он важен для специалистов индустрии?

— История праздника началась несколько лет назад на съезде молодых ученых в Сириусе. Один из участников обратился к президенту РФ с простым наблюдением: у психологов нет профессионального праздника. Владимир Путин согласился, что это неправильно. Так 22 ноября стало для нас официальной датой.

В этом году в преддверии праздника в Москве прошла неделя психологии. Она стартовала в агентстве РИА «Новости». Мы обсуждали востребованность и значимость профессии, вызовы, которые стоят перед сообществом. Во многом они связаны с тем, что на сегодняшний день нет закона о психологической деятельности или психологической помощи в России, поэтому не все действия специалистов регулируются.

Главное противоречие современной психологии в России звучит парадоксально: при растущем запросе на психологические услуги специалистов катастрофически не хватает. По Северо-Западному федеральному округу могу сказать точно: в системе здравоохранения работает полторы тысячи клинических психологов, а дефицит составляет как минимум пятьсот человек.

Поскольку специалистов мало, очень часто те, кто нуждается в профессиональной помощи, вынуждены ждать приема. По нашим исследованиям, если очередь затягивается более чем на две недели, то у человека могут снижаться мотивация или усугубляться симптомы. Помощь должна оказываться своевременно.

При возникшем дефиците востребованную нишу часто занимают не совсем профессиональные специалисты. Агрегаторы психологических услуг начинают диктовать свои условия и тем, кто оказывает помощь, и клиентам. О необходимости правового регулирования психологи как раз и говорят. В этом смысле была очень важна наша с коллегами встреча в Совете Федерации, которая также состоялась накануне Дня психолога.

© Пресс-служба Совета Федерации

— Есть ли позитивные тенденции?

— Безусловно, снижается стигматизация обращения за психологической помощью. Еще несколько лет назад в исследованиях мы фиксировали, что люди боятся психологов и тем более психиатров. Сейчас тенденция меняется: общество больше доверяет специалистам. Люди готовы обращаться за помощью, но сталкиваются с новым барьером — доступностью.

— Как решать проблему дефицита специалистов?

— На встречах и в РИА «Новости», и в Совете Федерации обсуждался подход, который описан в научной литературе и называется «равный равному». Например, в Вышке лидеры мнений или кураторы обучаются техникам оказания первой помощи, навыкам поддержки или формирования самопомощи в студенческой среде. Если они видят, что студенту нужна помощь специалиста, то с позиции равного равному предлагают обращаться именно к профессионалу. Исследования показывают, что подростки и молодежь доверяют сверстникам. Важна ожидаемая поддержка со стороны ближайшего социального окружения.

© Пресс-служба Совета Федерации

— Что еще обсуждалось на встречах профессионального сообщества?

— Мы едины в том, что профессиональная подготовка психологов в России соответствует всем мировым стандартам. На данный момент почти 300 вузов страны обучают будущих психологов. И в ближайшей перспективе Питерская Вышка станет одним из таких университетов. В октябре мы получили лицензию на осуществление деятельности по подготовке психологов в Санкт-Петербурге. Надеемся, что уже в 2026 году откроем магистерскую программу по психологическому консультированию и управлению благополучием.

— Что в целом это значит для университета? Насколько тяжело было получить лицензию?

— Мы получили лицензию за десять дней. Я думаю, что это стало возможным благодаря совокупности факторов: хорошее обоснование, передовой кадровый состав (наверное, лучший по этому направлению в городе). Я являюсь членом президиума Российского психологического общества, главным внештатным медицинским психологом по Северо-Западному федеральному округу. В разработке нашей образовательной программы участвовали специалисты по социальной психологии, клинической психологии, с опытом работы в рамках организационной психологии.

Мы предполагаем, что у нас будет конкурс в магистратуру, мы отберем лучших и реализуем междисциплинарный подход. Ведь факторы психологического благополучия локализуются на разных уровнях: от индивидуального до социального, и все они влияют на здоровье и благополучие человека на рабочем месте и в обществе. У нас хороший опыт в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Будем вовлекать студентов в практическую работу в области консультирования и управления благополучием. Безусловно, мы привлекаем наших ближайших коллег-психиатров, они также примут участие в образовательном процессе на нашей программе. Уверена, что в итоге Питерская Вышка будет готовить востребованных специалистов, в том числе и для бизнес-среды.

— В магистратуре будет реализован практико-ориентированный подход, то есть студенты уже смогут решать реальные кейсы в процессе обучения?

— Да, мы предполагаем, что на втором курсе магистратуры они будут осваивать навыки консультирования. Для этого мы откроем психологический центр в нашем кампусе. Сначала студенты отточат теорию и практику внутри образовательной программы, потом смогут с супервизором выходить на консультирование. Выдающиеся магистранты получат возможность самостоятельно консультировать клиентов в конце обучения.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Вы упомянули научно-исследовательскую деятельность Питерской Вышки в области психологии. Что значимого с точки зрения науки сделано за этот год?

— У нас создан Институт психологии здоровья, в него входят Лаборатория психофизиологии эмоций, Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия, Зеркальная лаборатория пищевого поведения с Тюменским государственным университетом и научно-учебная группа психологии общения в цифровом мире.

Наши ученые проводят фундаментальные и прикладные эксперименты на стыке психофизиологии, клинической и социальной психологии, лингвистики, социологии. Благодаря междисциплинарной интеграции появляется возможность подойти к изучению вопросов здоровья и благополучия на разных уровнях. Темы исследований обширны: от выявления успешных стратегий регуляции эмоций до разработки цифровых инструментов оказания психологической помощи (приложений, онлайн-программ, виртуальной реальности). Одна из исследовательских групп под руководством Владимира Косоногова работает в том числе на площадке Института Турнера. Они занимаются с детьми, которые рождаются с пороками развития, например, верхних конечностей, и помогают им справляться с этим. 

Еще одно направление — это Центр языка и мозга. Им в целом руководит Ольга Драгой, а здесь у нас в Петербурге — Светлана Алексеева. Они занимаются различными исследованиями, связанными с развитием речи, в том числе изучают дислексию, созданием прикладных решений для компенсации лингвистических дефицитов чтения, а также разрабатывают инструменты диагностики и коррекции других речевых нарушений.

Исследования Центра сосредоточены вокруг проблем усвоения, порождения и понимания речи людьми, представляющими разные группы населения, в том числе из группы риска (дети, пожилые люди).

Владимир Косоногов (он не только психолог, но имеет PhD по биологии) исследует тревожно-фобические расстройства. Например, изучает страхи (для студенческой среды это довольно актуально). В лаборатории Ларисы Марарицы коллеги занимаются в том числе анализом практик самопомощи студентов.  

У нас очень обширный спектр исследований, но можно сказать, что их объединяют идеи помощи человеку, сохранение и укрепление здоровья и профилактика неблагополучия.

В определении здоровья, которое зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения, еще в 1946 году было сформулировано, на мой взгляд, довольно прогрессивное в то время определение. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов.  Мне кажется, что большую роль здесь играет система образования или науки, потому что она вносит свой вклад в здоровье человека. И именно это — наш приоритет.