• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Между двумя мирами»: как психологи Питерской Вышки помогают иностранным студентам адаптироваться в России

Языковая тревога, крушение привычного образа «я» — с этими и другими вызовами сталкивается практически каждый студент-иностранец. Во Всемирный день ментального здоровья, который отмечается 10 октября, психологи Питерской Вышки Татьяна Казанцева и Ксения Кашенцева рассказали, как помогают учащимся преодолевать трудности и адаптироваться к жизни в новой стране.

«Между двумя мирами»: как психологи Питерской Вышки помогают иностранным студентам адаптироваться в России

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

С 2024 года в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург проходят уникальные тренинги по социальной инклюзии для иностранных студентов. Их ведут психологи Татьяна Казанцева и Ксения Кашенцева — специалисты, которые помогают учащимся преодолевать психологические трудности и находить свое место в новой стране. В день ментального здоровья специалисты раскрывают самые распространенные проблемы иностранных студентов и делятся эффективными техниками самопомощи.

— С какими основными психологическими трудностями сталкиваются иностранные студенты? Какие барьеры мешают им обращаться к психологу?

— Иностранные студенты часто сталкиваются с целым комплексом трудностей. Среди них — чувство изоляции, когда молодой человек избегает контактов из-за неуверенности или культурных различий. Немаловажно и нарушение привычного образа «я»: многие из них были отличниками у себя на родине, а в новой образовательной системе нередко ощущают себя хуже других. Это вызывает разочарование, сомнения в правильности сделанного выбора, а также чувство долга и стыда перед семьей или государством, оплачивающими обучение. Ситуацию усугубляют социальная неловкость и языковая тревога, которые мешают свободно выражать мысли и выстраивать новые связи. Однако даже если студент понимает, что нуждается в поддержке, на пути к психологу возникает ряд барьеров. Главные среди них — неосведомленность и стереотипы: не всегда ясно, чем именно занимается психолог, и что обращение к нему — это не слабость, а способ помощи себе. Важную роль играет и недоступность: консультации могут быть дорогими, территориально неудобными или восприниматься как малоэффективные. Наконец, многие просто не знают, какие симптомы депрессии, тревожности или других расстройств являются сигналом к срочному обращению за помощью. Все это формирует недоверие и откладывает момент обращения к специалисту.

— Какие стадии культурного шока проживают обучающиеся? К чему именно в российской культуре и обществе труднее всего адаптироваться?

— Процесс адаптации к новой стране обычно проходит через несколько стадий, которые описывает Джон Берри. Сначала студент переживает «медовый месяц» — период эйфории и интереса ко всему новому. Затем наступает стадия кризиса: именно здесь проявляется культурный шок, когда трудности общения, бытовые различия и учебная нагрузка начинают давить особенно сильно. Следующий этап — постепенная адаптация, поиск способов справляться с новыми реалиями. И, наконец, интеграция: способность полноценно существовать в двух культурах, сочетая свое и новое окружение. Что касается специфики именно российской культуры, здесь многое зависит от страны, откуда приехал студент. Для кого-то главным барьером становится строгая иерархичность образовательного процесса, для кого-то — бытовая организация жизни, для кого-то — повседневные социальные нормы и недопонимания, связанные с языковым барьером и особенностями русской речи. Но есть и общие трудности: многие отмечают значительную социальную дистанцию, которая воспринимается как холодность или безразличие. 

— Какие способы самопомощи чаще всего используют иностранные студенты в стрессовых ситуациях? Какие оказываются наиболее эффективными и адаптивными?

— Чаще всего в стрессовых ситуациях студенты выбирают простейшие, но далеко не самые полезные копинг-стратегии, например, самоизоляцию. Эти способы позволяют временно снять напряжение, но в долгосрочной перспективе лишь усиливают чувство одиночества и мешают адаптации. Наиболее эффективными оказываются стратегии, связанные с активной вовлеченностью. Например, установка на обмен межкультурным опытом помогает воспринимать трудности как возможность развития, а участие во внеучебной активности, парадоксальным образом, даже способствует учебной продуктивности: чем шире социальные контакты, тем выше мотивация и лучше самочувствие. Важную роль играет и «смешение культур» — когда у иностранного студента есть друзья не только из его страны, но и среди местных. Причем, как показывают наблюдения, наличие хотя бы одного русского приятеля значительно ускоряет процесс адаптации и снижает уровень стресса.

— Какие ресурсы психологической помощи доступны студентам? Как можно улучшить ситуацию уже сейчас?

— Сегодня у иностранных студентов есть несколько доступных форм поддержки. Во-первых, это дополнительная помощь со стороны кураторов, которые могут стать первой точкой контакта в трудной ситуации. Во-вторых, в Высшей школе экономики существуют бесплатные консультации психологов — как в офлайн-формате, так и онлайн, причем со специалистами, владеющими английским языком. Еще один значимый ресурс — межкультурные тренинги, которые проводят англоговорящие психологи. На таких встречах студенты могут не только познакомиться с представителями разных культур, включая российских сверстников, но и получить знания о психическом здоровье и научно обоснованных техниках самопомощи. Помимо официальных форм поддержки, важным ресурсом остается и неформальное общение. Обмен советами, личным опытом и полезными контактами с другими иностранными и местными студентами помогает почувствовать себя частью сообщества.