Искусственный отбор
На различных этапах государственного строительства ценятся разные качества его строителей. Механизм, меняющий качества государевых людей, наряду с другими теориями способна объяснить и генетика. ЭДУАРД ПОНАРИН, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб
На различных этапах государственного строительства ценятся разные качества его строителей. Механизм, меняющий качества государевых людей, наряду с другими теориями способна объяснить и генетика. ЭДУАРД ПОНАРИН, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ СПб
В нашей стране наиболее известна теория Льва Николаевича Гумилева, который считал, что пассионарность заставляет людей в определенные времена совершать сверхусилия, подвиги и жертвы ради достижения общих целей.
Но существует еще нравственная сила Эмиля Дюркгейма, харизма Макса Вебера, высокая эмоциональная энергия Рэндалла Коллинза, а первым мыслителем, попытавшимся еще в XIV веке найти объяснение этому всплеску социальной активности, был андалусский уроженец ибн Халдун, который изобрел для этого специальный термин "асабия", или "воинственная сплоченность".
Историк Гумилев источник пассионарности видел в неких космических толчках, которые заряжали определенную популяцию людей на невиданную жертвенность, благодаря которой на мировой карте возникали новые империи и страны. Потом в определенный момент происходил акматический надлом, субпассионарии брали верх, и все начинали заботиться больше о частном интересе, связанном с личной безопасностью, благосостоянием и удовольствием, чем об общем благе.
Концепцию Гумилева критикуют за ее антинаучность, поскольку, будучи нефальсифицируемой, она не может быть ни опровергнутой, ни доказанной. Однако с помощью современной генетики ее можно переинтерпретировать. Большую часть своей истории люди жили родоплеменным строем, в повседневной жизни им требуется бесстрашие, готовность встать на защиту своего рода, агрессивность, способность отвлекаться от дел, реагируя на малейшие шумы, сигнализирующие об опасности. Такая жизнь формирует определенный вид людей, способных на безрассудство и подвиги. Новые общественные образования, возникающие с усложнением общества, предъявляют к человеку иные требования: умение договариваться друг с другом, способность концентрироваться на монотонной работе, соблюдать субординацию. Герои вытесняются на периферию общественной жизни, в низ социальной лестницы. Голод и эпидемии, часто встречающиеся на ранних этапах государственного строительства, для таких людей оставляют меньше шансов к выживанию.
Изменение культурных кодов, безусловно, влияет на изменение стратегий поведения в обществе, однако не меньшее значение в этом процессе играет и генетика. Регулятор дофамина DRD4 является нейромедиатором, передающим сигнал от одной нервной клетки к другой. Этот ген имеет семь вариантов, один из которых, DRD4 R7, связан с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, повышенным уровнем агрессивности. Генетиками было показано, что распространение этого гена уменьшается с усложнением социальной организации. Как это помогает понять теорию Гумилева или ибн Халдуна? Воинственные племена захватывают власть на определенной территории, после чего ею нужно управлять, а для этого требуются совсем другие качества, чем для завоевания. Вот здесь и наступает перелом в социально одобренных стереотипах поведения. Излишне энергичные люди, бывшие герои, оказываются неспособными уживаться с другими людьми в условиях государства, за что их не просто новой волной выталкивает на обочину - часто их просто казнят, причем в ранних государствах - нередко семьями.
Но как быстро может происходить искусственный отбор? Исследователи Даниил Александров и Евгений Варшавер в рамках нашей лаборатории исследовали нормы трудовой этики. Оказалось, что протестанты, среди которых родился дух капитализма, утратили свою традиционную этику, став в сущности гедонистами. Зуд накопления, реинвестирования переместился из северо-западной части Европы в Юго-Восточную Азию. Но самое удивительное в этом исследовании - Турция и Азербайджан. Эти исторически близкие друг другу страны провозгласили идею: одна нация - два государства. Однако оказалось, что по своим ценностным ориентирам азербайджанцы ближе к русским, а турки - к иранцам. Семидесяти лет советской власти оказалось достаточно, чтобы существенно изменить ценностные установки граждан Азербайджана.
Подготовлено Татьяной Черновой