• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегическая сессия. Тренды и вызовы 2020.

27 декабря 2013 года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»  в Санкт-Петербурге состоялась вторая стратегическая сессия, посвященная перспективному развитию вуза до 2020 года.

27 декабря 2013 года в актовом зале одного из корпусов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  в Санкт-Петербурге состоялась вторая стратегическая сессия, посвященная перспективному развитию вуза до 2020 года. Презентация  директора Петербургского кампуса Сергея Кадочникова была на тему «НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург: перспективная модель вуза». Были определены главные тренды и вызовы 2020. Во-первых, это глобальная мобильность и конкуренция как студентов, так и преподавателей. Основной наплыв студентов ожидается из развивающихся стран. Растущее население стран Азии, развитие среднего класса, который ориентирован на получение высшего образования, позволяет ожидать, что развивающиеся страны станут новой точкой роста образования и науки. Подобную тенденцию ощущают во многих странах мира. Меняется траектория академической карьеры, виден рост конкуренции в борьбе за студентов на национальных и международных рынках.
Во-вторых, развитие мировых городов. Мы наблюдаем иное развитие крупных  городов в мире, там концентрируются потоки населения и наблюдается миграция студентов. Большое влияние на рост и развитие города оказывают университеты. Города становятся центрами притяжения талантов, развития науки и образования. В мировых городах развивается международное сотрудничество. В третьих, повсеместное развитие цифровых технологий способствует on-line обучению. В мире все более массовыми становятся открытые он-лайн-курсы (Massive open online course - МООС),  которые, похоже, выйдут на главенствующие роли в сфере высшего образования. В четвертых, практикоориентированное обучение становится более масштабным и глубоким. Чувствуется влияние потребителя, а именно, влияние политики и бизнеса на потребности студентов. Это становится важным для университетов, новый тренд - попечительские советы университетов выбирают ректоров.    
Вспоминая итоги стратегической сессии ноября этого года, можно отметить, что Петербургский кампус вполне может стать центром притяжения международного сообщества в России. Вышка ориентируется не только на страны Северной Европы, но одной из программ станут проекты со странами БРИКС. Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, - становится наиболее перспективным рынком за счёт активного влияния на рост мировой экономики и фондовых рынков. НИУ ВШЭ СПб не должна ориентироваться только лишь на то, чтобы стать университетом Санк-Петербурга и Ленинградской области.
Говоря о мобильности и конкуренции вуза, необходимо понимать, что использование английского языка в преподавании образовательных программ, стало значимым преимуществом стран Северной Европы. Кроме того, в большинстве стран (Финляндия, Норвегия, Швеция) данные программы преподаются для  международных студентов бесплатно. По данным на июнь 2013 года наиболее восстребованными в Европе становятся магистерские программы на английском языке: бизнес и экономика – 28%, инжиниринг и технологии – 21%, социальные науки – 14%. Подведя итоги мировых трендов в сфере научного фандрайзинга, можно обозначить динамику и роль международного сотрудничества в публикационной активности. Несомненный тренд - объединение вузов для участия в образовательных проектах, например, COURSERA. Только за первую половину 2013 года  общее количество студентов, участвующих в проекте, возросло с 2 млн до 4,5 млн. К августу у проекта появилось 75 глобальных партнеров, 10 государственных университетов США.
Сергей Кадочников также проанализировал национальный бенчмаркинг российских университетов из ТОП-100 2020.
 
Какой станет Высшая школа экономики в Санкт-Петеребурге, какие ориентиры станут основой развития вуза? В итоге были сделаны основные выводы и выстроены стратегические цели и видение, а также даны ответы на вызовы 2020. В образовательной и в научно-исследовательской политиках выделены приоритеты в продуктах и технологиях, а также ключевые инструменты и индикаторы 2020. Выбраны основные ориентиры в международной политике, в кадровом развитии и управлении качеством.
Была также представлена новая организационная структура НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, которая предполагает формирование четырех научно-образовательных подразделений, школ.  В структуре появятся научные подразделения - центры и лаборатории, а также инфраструктурные подразделения.
Стратегическая сессия продолжилась вопросами и ответами,  а также выступлениями. Андрей Щербенок, профессор практики и менеджер проектов Московской школы управления Сколково, модератор сессии, рассказал о принципиальных характеристиках и стратегических установках программы 5/100, о сильных и слабых сторонах НИУ ВШЭ СПб и предложил основные базовые решения. Из приглашенных выступающих был также Максим Хомяков, проректор по международным связям УрФУ, д.ф.н., действительного члена РАЕН. Максим предложил несколько идей к бенчмаркингу Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ. После перерыва продолжились выступления-презентации Школ, где были высказаны соображения по поводу организационной структуры и основным направлениям деятельности подразделений. В результате стратегической сессии были подведены итоги и определены сроки.