Петербургская "Ночь музеев" в Дании
С 14 по 16 ноября в датском городе Орхус прошла первая международная конференция RETHINK Participatory Cultural Citizenship, на которой стажер-исследователь Лаборатории экономики культуры Виктория Сенева выступила с докладом «Museums Night in St.Petersburg: Online Formation of Cultural Services», подготовленным совместно с младшим научным сотрудником Лаборатории Марией Дедовой. Ознакомиться с программой конференции можно здесь.
Мы попросили Викторию поделиться своими впечатлениями о конференции.
Конференция «RETHINK Participatory Cultural Citizenship» стала первой в ряду ежегодных международных мероприятий в рамках проекта Орхус-2017. Она была посвящена проблемам культурной и гражданской активности. Большинство лекторов были из Дании, что вполне объяснимо. Однако конференция привлекла внимание исследователей, и собрала специалистов со всего земного шара: здесь присутствовали ученые из Канады, Австралии, Португалии, Мексики, Франции и т.д. Трехдневная программа конференции состояла из 27 панельных заседаний: от “City images and branding» до «Ecology and materiality after the participatory turn» и «Citizen production, democracy and critical deliberation». Для нашей Лаборатории экономики культуры особый интерес представляли секции “Participatory museums”, “Urban spaces”, “Art and participatory citizenship/strategies”.
Наш с Марией Дедовой доклад был посвящен изучению инновационного поведения музеев и других культурных учреждений во время «Ночи Музеев». Целью исследования являлось изучение того, как потребители участвуют в формировании продукта, в данном случае – музейного.
Открывала конференцию Leah Lievrouw, специалист в области исследований медиа из США. Влияние средств массовой информации на общество в современном мире трудно переоценить, поэтому изучение и взаимодействие со СМИ является ключом к объяснению формирования культурной и гражданской ответственности, считает она. Ее мысль продолжила Karen Hvidtfeldt Madsen, представлявшая свой доклад о влиянии гаджетов на передачу и обработку информации «Smartphone applications, city museums and cultural heritage communication». Тема ее проекта была близка нашей: в своем исследовании мы анализируем комментарии на форуме официального сайта «Ночи музеев» artnight.ru, методы исследования - контент-анализ и sentiment analysis.
Исследование стартовало в прошлом году, поэтому мы смогли сравнить плюсы и минусы организации этого мероприятия (по мнению пользователей сайта) в 2012 и 2013 году и представили эти результаты на конференции. Нас, безусловно, радует тот факт, что динамика положительная, и активность при подготовке и проведении мероприятия администраторов музеев растет, а качество продукта улучшается (все больший процент посетителей «Ночи музеев» оказывается доволен организацией). После презентации некоторые коллеги рассказали мне о специфике проведения «Ночи музеев» в своей стране. Такое сравнение помогло иначе взглянуть на проблему привлечения посетителей к данному мероприятию.
В заключении хочу сказать, что эта конференция послужила источником для новых идей, которые будут обязательно включены в исследование, а проявленный высокий интерес коллег к исследованию послужит началом для дальнейшего сотрудничества!»