• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодость, образование, знание, город

Наука. Новые жанры и формы. Новое поколение ученых. В течение трех дней, с 27 по 29 ноября, в Ленэкспо проходит научная выставка с эпатажным, но сильным названием «МОЗГ». На самом деле, это аббревиатура, которая расшифровывается как «молодежь, образование, знание, город», и очерчивает тематический спектр события, и импульс к возникновению неформального слогана экспозиции — «включи мозг!».

Наука. Новые жанры и формы. Новое поколение ученых.

В течение трех дней, с 27 по 29 ноября, в Ленэкспо проходит научная выставка с эпатажным, но сильным названием «МОЗГ». На самом деле, это аббревиатура, которая расшифровывается как «молодежь, образование, знание, город», и очерчивает тематический спектр события, и импульс к возникновению неформального слогана экспозиции — «включи мозг!».

Заходишь в седьмой павильон Ленэкспо и отмечаешь отсутствие привычной для этого места суеты, но в то же время понимаешь, что здесь происходит что-то интересное. Выставка видеокартин, «живая библиотека», объявление очередного мастер-класса или публичной лекции. Знакомые преподаватели из Вышки загадочно спрашивают, идешь ли ты на «кучу»...

На пресс-конференции, организованной в рамках фестиваля, в выступлениях спикеров рефреном звучала мысль о том, что современные обстоятельства больше не позволяют ученому заниматься наукой в тиши библиотечных залов, он вынужден выходить к публике, вступать с ней в диалог, находить формы и жанры, позволяющие доносить результаты своих исследований широкой аудитории так, чтобы той было интересно.

В конце второго дня фестиваля, побывав возле каждого стенда, послушав два мастер-класса и одну лекцию, я для себя сформулировала концепцию фестиваля как куб, в котором внешние и внутренние сторон плавно перетекают друг в друга, одна плоскость активностей переходит во вторую, в свою очередь являющуюся причиной возникновения первой. Например, возле сцены идет фотовыставка по результатам социологических исследований молодых и креативных ученых, презентующих свои доклады в конференц-залах рядом, а по соседству с ними идет мастер-класс, где опытные исследователи открывают социологический «третий глаз», позволяющий в повседневном увидеть не просто тему будущего исследования, но и повод к гражданским активностям. А рядом — лекторий по написанию и успешному опубликованию статьи в хорошем научном журнале. Тут же — участники «Ресторанного дня», выступление команд КВН и доклады преподавателей на заданную тему в пределах шести минут и сорока секунд. Последнее и есть та PECHA KUCHA NIGHT, на которую меня так настойчиво звали.

Три организации: ЧОУ ДПО «Учебный центр АНТ», Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и «ЭкспоФорум-Интернешэнл» решили сделать нечто вроде научного праздника, на котором каждый смог бы найти для себя нечто интересное и полезное. К ним подключился петербургский филиал Российского института культурологии и множество других людей, и в результате их усилий сформировалось пространство, где со всех сторон вас просят «включить мозг» - думать, наблюдать и учиться здесь можно бесконечно.

Условно все действия, которые здесь проходили можно разделить на две части: академическая и креативная. Но в ходе выступлений организаторов на пресс-конференции была выявлена и третья часть — учебная — сектор «испытание учебой». Академическая часть — международная научная конференция «Испытывая молодежные исследования изнутри» собрала молодых исследователей со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. «Мы хотели поменять режим власти, - пояснила идею конференции научный руководитель ЦМИ Елена Омельченко, - изменив привычный порядок вещей, при котором взрослые исследователи выступают, а молодые ученые выполняют функцию аудитории. Мы перевернули ситуацию, дали слово студентам, магистрантам, аспирантам и школьникам, посадив старшую когорту ученых слушать, модерировать, или дискутировать».

Большие пространства придают большую значимость научному мероприятию. «Большие пространства позволили нам многое задумать, и многое воплотить, - раскрывала задуманное на пресс-конференции заместитель руководителя ЦМИ Яна Крупец, - в том числе — три формата презентации научного знания. Главная цель нашего фестиваля — это сломать границы, не только в жанровые, показав, как наука может найти свое выражение через искусство, политику, гражданские активности, но и позволить представителям исследуемых субкультур говорить самим за себя в академическом пространстве». Яна Крупец рассказала, что в обычной практике, ученые изучают определенную социальную группу, что-то измеряют, вычленяют особенности, оперируют количественными показателями, делают доклады. Молодежная конференция в рамках фестиваля позволила молодым ученым представлять выводы об исследованиях социальных явлений и групп, в которые многие из них сами включены!

За интерактивную часть фестиваля — выставку видеоинсталляций, мастер-классы, «живую библиотеку» и многое-многое другое отвечала Маргарита Кулева, научный сотрудник ЦМИ, которой удалось отобрать самые интересные работы из 50-ти просто восхитительных, предварительно найдя тех, кто хочет и может говорить о молодежи в экспериментальном формате. «Организация всего чего мы тут наворотили, это сообщение о том, что мы работаем с молодыми не в родительском ключе, направляя и регламентируя ее деятельность, а, напротив, мы хотим дать им голос, возможность высказаться так, как они сами того желают».

Если вас куда-то зовут, не спешите отказываться. Я все-таки решила узнать, что такое PECHA KUCHA NIGHT, и пошла за всеми. Формат выступления, предложенный японцами, оказался очень информативным и легко воспринимаемым. Из этого опыта я поняла, что если нужно разобраться в устройстве ядерного реактора, нужно будет докладчику предложить изложить эту тему за 6 минут и 40 секунд, но обязательно со слайдами. По крайней мере, благодаря преподавателю НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александру Пронину я разобралась как работают социальные сети и зачем их нужно изучать.

Подготовлено Татьяной Черновой