• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Клуб оценки качества образования появится в Вышке

21 ноября на площадке НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялся семинар, на который собрались участники проекта, а также представители СПбГУ, Финэка, Псковского государственного университета для обсуждения национальных систем качества образования.

Осенью 2013 года в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург началась реализация двухлетнего международного проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance systems in social sciences», в ходе которого планируется изучить опыт Северных стран по созданию эффективной системы контроля качества образования в социальных науках и выработать рекомендации по применению этого опыта в России. Проект поддержан Советом министров стран Северной Европы. Партнерами Вышки выступают Бизнес-школа Тронхейма (Норвегия) и Университет Роскильде (Дания).

В ходе семинара с приветственным обращением выступила руководитель Международного отдела Санкт-Петербургского кампуса Ольга Окулова, которая подчеркнула важность проекта как для реализации стратегии развития филиала в целом, так и для повышения уровня международной академической мобильности, в частности. Профессор Александр Сергунин (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) рассказал об истории появления проекта. Руководитель проекта – профессор Ове Густавсон (Бизнес-школа Тронхейма) отметил, что речь, в первую очередь, идёт о формировании культуры качества, в силу чего одной из задач является основание Клуба оценки качества образования в Вышке. Принципиальной является также необходимость создания устойчивой экспертной сети.

Координатор международных программ Муна Ванвикмир (Бизнес-школа Тронхейма) представила доклад о Европейской системе оценки качества с упором на соблюдение принципов Болонской декларации, таких как сопоставимость степеней и дипломов, система кредитов, продвижение мобильности. Общим в процедуре оценки качества высшего образования в Норвегии и России является наличие контролирующего государственного органа. Однако в Норвегии специальное агенство - NOKUT - через процедуры оценки принимает решение о признании внутренних систем обеспечения качества проверяемых университетов. В России же наблюдается некоторая рассогласованность внутренней и внешней оценки качества, поскольку аккредитационная экспертиза Рособрнадзора нацелена на проверку соответствия стандартам документов, относящихся к проверяемой образовательной программе. Такой подход приводит в формализации и бюрократизации процесса оценки качества. Внутренняя и внешняя система оценки существуют параллельно, имея мало пересечений. Этот тезис был развит в докладе Елены Вандышевой (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург).

Профессор Университета Роскильде Поль Волфсен показал, как работает система оценки качества высшего образования в Дании на примере университета, в котором он преподает. Он выразил сомнение в том, что мы сможем найти единственно правильный подход. По-разному определяя качество, мы по-разному его измеряем. Поэтому оптимальным является поиск точек соприкосновения (общих для обеих систем объектов оценки) и выбор сопоставимых критериев сравнения. Профессор при ответе на вопрос о том, как можно измерить компетенции, справедливо вспомнил притчу о слепцах и слоне.

В презентации Кирштен Тобинсен и Майкен Тране  (Бизнес-школа Тронхейма) акцент был сделан на значимости компетентностного подхода. В Норвегии существует многоуровневый подход, при котором знания, навыки и компетенции определяются даже для уровня PhD. Важную роль в оценке качества играют студенты. Студенческий совет не сосредоточен на внеучебной деятельности, а оказывает существенное влияние на процесс принятия решений в области обеспечения качества образования, взаимодействуя с потенциальными работодателями, специально созданной рабочей группой и Ученым советом. Данные опросов студентов о качестве преподавания размещаются в сети Интернет в свободном доступе. Тему вовлеченности студентов в оценку качества было решено сделать одной из основных для обсуждения на следующем семинаре проекта. Все материалы проекта доступны на сайте по ссылке: http://hist.no/content/57168/Bridging-the-gap.
 
Подготовила Елена Вандышева