«Восточная перспектива»: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург готовит российский бизнес к работе на рынке Ирана
Товарооборот между Россией и Ираном за последние три года удвоился и достиг 4 млрд долларов, а потенциал сотрудничества оценивается экспертами в 10 млрд долларов. Для российских компаний, стремящихся расширить географию экспорта, Иран становится одним из самых привлекательных рынков.
На площадке Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге прошел круглый стол с участием ведущих российских и иранских экспертов, представителей Школы экспорта РЭЦ и Института дополнительного образования Питерской Вышки. Мероприятие объединило представителей бизнеса, заинтересованных в выходе на иранский рынок и установлении деловых связей.
«В Высшей школе экономики в Петербурге уже 11 лет действует институт бизнес-образования, который за эти годы выпустил более 20 тысяч предпринимателей и руководителей. И сегодня бизнес-Вышка взяла на себя смелость развивать иранское направление, так как мы стараемся быстро адаптировать наш образовательный портфель под потребности бизнеса. Именно поэтому в мае мы запускаем программу, которая станет практическим руководством по выходу на иранский рынок», — подчеркнула Ксения Караджа, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Главным катализатором развития двусторонних экономических отношений стало соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, которое должно вступить в силу в мае 2025 года. Это позволит снизить средние пошлины для российских товаров до рекордных 4,5 %. Кроме того, активно развивается транспортный коридор к Персидскому заливу и Индийскому океану — недавно запущено железнодорожное сообщение между Москвой и Астарой (город в Иране).
«Для российских компаний открываются значительные возможности как для экспорта товаров, так и для прямых инвестиций, например, в одну из шести свободных экономических зон Ирана. Я надеюсь, что наша взаимная торговля будет развиваться за пределами сырьевого сектора», — прокомментировал Евгений Дорофеев, руководитель консалтингового агентства ЕФС, эксперт Школы экспорта РЭЦ.
Эксперты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выделили ключевые особенности ведения бизнеса в Иране, которые российским предпринимателям необходимо учитывать. Несмотря на то что 75 % предприятий Ирана — государственные, 80 % экспорта и импорта осуществляется через частный сектор. Наиболее перспективные отрасли: фармацевтика, текстиль, продукты питания с высокой добавленной стоимостью (сублимированные фрукты и ягоды), косметика, образовательные услуги, автокомпоненты.
«Иранский рынок открывает доступ к более чем 200 миллионам потребителей с учетом соседних стран. Однако успех на этом рынке требует понимания его культурных особенностей и специфики делового взаимодействия», — отметил Ибрагим Мелло, руководитель программы «Восточная перспектива развития бизнеса: Иран», председатель делового совета «Союзлегкопром России» и признанный эксперт-иранист.
Эксперт Школы экспорта РЭЦ Евгений Дорофеев провел мастер-класс для участников встречи, посвященный особенностям выхода на рынок Ирана. По его словам, ключевые факторы успеха — понимание культурных особенностей, терпение и готовность инвестировать время в выстраивание долгосрочных отношений. Построение партнерских связей может занимать до трех лет.
«Для нашей компании Иран — новое направление, поскольку до сих пор мы работали преимущественно со странами ближнего зарубежья. Наша сфера — продукты питания, в частности, сублимированные ягоды и фрукты, что, судя по услышанному, как раз соответствует запросам иранского рынка. Информация очень нужная и полезная. Особенно впечатлили культурные особенности ведения бизнеса в Иране, где деловые отношения во многом строятся на дружеских связях», — говорит участница встречи Ольга Данильчик.
В завершение встречи НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Школа экспорта РЭЦ представили свои образовательные программы, направленные на поддержку российского бизнеса в работе с Ираном. В мае запускается «Восточная перспектива развития бизнеса: Иран», в курсе будут учтены все нюансы: от кросс-культурных особенностей до логистики, платежей и электронной коммерции. Особенность программы — поиск как минимум трех потенциальных партнеров для каждой компании-участника и организация бизнес-миссии в Иран. Школа экспорта РЭЦ проводит специализированные обучающие мероприятия, включая мастер-класс по выходу российской компании на иранский рынок. Разрабатывается программа Doing Business in Russia, рассчитанная на иранских бизнесменов, заинтересованных в российском рынке.
«2025 год становится годом сотрудничества Высшей школы экономики и Школы экспорта Российского экспортного центра, что позволит усилить практическую составляющую нашей работы и подготовить специалистов, способных развивать бизнес между двумя странами», — заключает Ксения Караджа, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.