• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тело, икона и «стена Цоя» в городском пространстве

16 ноября на площадке Центра молодежных исследований состоялась междисциплинарная конференция научно-учебных групп НИУ ВШЭ. Современная культура стала объединяющим элементом представленных на встрече докладов.

16 ноября на площадке Центра молодежных исследований состоялась междисциплинарная конференция научно-учебных групп НИУ ВШЭ. Современная культура стала объединяющим элементом представленных на встрече докладов.

Научно-учебные группы (НУГ) — это инновационный формат научной работы в НИУ «Высшей школы экономики», который вокруг одно-, двухгодичными проектами объединяет ученых, молодых исследователей и студентов. Доклады, представленные на конференции, были подготовлены как раз по результатам исследований НУГ, немного различаясь по тематике, однако в той или иной степени касались новых культурных феноменов, трансформации городского пространства, креативных кластеров, презентационных телесных практик и пр. Социологи, историки, экономисты, культурологи и антропологи обсуждали изменения городского пространства и его обитателей под влиянием практик, которые можно обозначить термином «современная культура».

Первый доклад конференции был посвящен культуре и телесному беспокойству среди городской молодежи. Научный сотрудник ЦМИ и участница НУГ «Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи» Надежда Нартова рассказала об установках, оценках, практиках, касающихся телесности, распространенных среди молодежи 15-20 лет: «Их ключевой телесный страх — это страх полноты. В связи с этим в этой среде значим дискурс физических нагрузок, здорового образа жизни, правильного образа жизни — всего, что могло бы позволить им достичь телесной нормы худобы. Всего, что они знают, читают, подписываются в социальных сетях, но не делают».

НУГ «Размер имеет значение»: стратегии контроля и управления телом в среде городской молодежи», результаты исследования которого представляла Надежда Нартова, был создан на основе партнерства «учитель-ученики» 2011 года. По сути научные группы стали естественным продолжением этих программ, коллективы которых приняли решение развивать начатую тему в рамках апробированных уже подходов. Группа Елены Омельченко уже третий год изучает социальные практики тела и телесности, принятые среди молодежи, обучающейся труду, будущего рабочего класса.
Доклад м.н.с. ЦМИ Маргариты Кулевой посвящен «организации неорганизуемого», а именно трудовым отношениям в сфере культурного производства. В качестве иллюстрации контрастов, существующих в организации труда в этой сфере в мировой практике Маргарита продемонстрировала две картины: «Странник над морем тумана» Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма и работу арт-корпорации Дамиана Херста из серии «Spot painting», которые должны были символизировать с одной стороны крайнюю неуверенность трудовой деятельности в этой сфере и нон-профит подход к искусству, а с другой — конвейер в творчестве. После краткого обзора литературы по этому вопросу, Маргарита представила эмпирический материал, собранный на основе 28 творческих коллективов Санкт-Петербурга. Главной особенностью местного рынка является его молодость и неразвитость институций даже в сравнении с Москвой, отсутствием государственной поддержки и т. д. Маргарита представляла на конференции НУГ «Креативный город: переформатируя публичное пространство» (руководитель — Мария Сафонова, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург).

Выступление руководителя НУГ «Визуальные среды современной культуры» (НИУ ВШЭ) Ильи Инишева было посвящено также культурному производству, однако на наноуровне социологии. Если допустить, что социологический анализ условно можно поделить на макро (Бурдье), микро (Говард Деккер) уровни, то анализ речевых актов, во время которых меняется чувственная конфигурация пространства, тема, которую исследует группа Ильи Инишева, по сути является наносоциологией.

Оксана Запорожец и Александра Колесник (НУГ «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса» на примере «Стены Цоя» продемонстрировали как демократизируется городская чувствительность и образность со временем. После гибели Виктора Цоя 5 августа 1990 года, скорбь его поклонников выплеснулась на стену в районе Старого Арбата Москвы. Первые спонтанные записи стали источником вдохновения и утешения для его преданных фанатов и благодаря им довольно быстро стена обрела сакральное значение — она стала памятником кумиру. Вскоре похожие стены появились в других городах, где любили и помнили Цоя: в Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Минске. Стены стали играть роль паломнических мест. Еще спустя несколько лет исследователи смогли отметить, что строгость аскезы приверженцев Цоя смягчилась, к стене получили доступ и возможность демонстрации сопричастности люди, не являющиеся фанатами в строгом смысле. Стены постепенно стали приобретать более практический смысл, становясь достопримечательностью, обязательным пунктом свадебного вояжа и т. д. Из сакрального места стена превратилась в общегородское.

Подготовила Татьяна Чернова