• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История идей

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс, предназначенный для магистрантов второго года обучения, должен дать слушателям представление об историческом характере идейного развития, рассматриваемого не как однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а как сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм. Теоретический обзор основных методов интеллектуальной истории будет сопровождаться практическими опытами применения этих методов, в особенности на материале текстов художественной литературы и науки о ней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • − создание представления об историческом характере идейного развития, представляющего собой не однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм;
  • − создание представления о становлении самой истории идей (или интеллектуальной истории) как дисциплины и об ее основных школах и направлениях;
  • − развитие навыков критического мышления, умения выделять сильные и слабые стороны разных исторических идей и научных школ;
  • − практическое освоение методов исторического исследования идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют классические труды по теоретической герменевтике, выделяют их основные понятия.
  • Магистранты анализируют работы кембриджской школы, соотносят ее методологию с теорией речевых актов в аналитической философии.
  • Магистранты владеют методом социально-исторического исследования «истории интеллектуалов», знают базовые теоретические труды в этой области.
  • Магистранты знают классические труды по интеллектуальной истории, эпистемологические принципы этой дисциплины.
  • Магистранты знают основные труды Фуко по интеллектуальной истории, владеют его базовыми понятиями.
  • Магистранты освоили понятие идеологии, его историю и методы критического анализа идеологий.
  • Магистранты различают разные определения «идеи», описывают исторические предпосылки ее нового понимания, требующего исторического подхода.
  • Магистранты умеют вычленять абстрактные идеи в произведениях литературы и искусства, понимают специфику их бытования в художественном дискурсе.
  • Магистранты освоили основные принципы деконструкции применительно к истории идей, методику поиска недиалектических противоречий в теоретических построениях.
  • Магистранты практически освоили исторический анализ идей гуманитарных наук, прежде всего филологии.
  • Магистранты уяснили себе новое состояние культуры, где атомарные «идеи» входят в состав более сложных формаций. (дискурсов, идеологий и т.д.).
  • Магистранты понимают взаимоотношения между историей философии и междисциплинарной историей идей, знают о философских концепциях, по-новому определяющих «идею» и «понятие».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеи, их производство и циркуляция как предмет исторического изучения.
  • Историческая герменевтика
  • Англосаксонская традиция интеллектуальной истории
  • Кембриджская школа истории идей
  • Археология знания Мишеля Фуко
  • Деконструкция - метод радикальной анти-герменевтики
  • Интеллектуальная история как «история интеллектуалов»
  • История идей и философия
  • . История идей и политика
  • История идей и искусство
  • История идей и наука
  • Современность – «безыдейная» эпоха?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме собеседования. Магистранту предлагается один общий вопрос для более подробного изложения, а также ряд коротких вопросов на знание основных понятий и концепций; такие дополнительные вопросы не требуют развернутого ответа. При оффлайн-экзамене экзаменующийся получает время для подготовки к ответу на основной вопрос; при онлайн-экзамене без прокторинга длительная подготовка не предусмотрена (дается максимум 1 минута, чтобы собраться с мыслями), зато основной вопрос разбивается экзаменатором на ряд более частных вопросов, задаваемых по ходу собеседования; тем самым экзаменатор «ведет» экзаменуемого по плану ответа и не может поставить ему в вину упущение какого-либо пункта.
  • неблокирующий Форум
    На консультативном форуме магистранты выступают с краткими (до 100 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты и иные материалы, задают вопросы, высказывают сомнения и возражения преподавателям, читают и комментируют сообщения других участников форума. Записи на форуме доступны всем слушателям и преподавателям дисциплины, их чтение рассматривается как обязанность слушателей. Количество и качество записей на форуме оцениваются преподавателям в конце курса согласно критериям.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Форум + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари , перевод с французского С. Зенкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 261 с. — ISBN 978-5-8291-3580-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133268 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
  • Старобинский, Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры : сборник научных трудов / Ж. Старобинский , составитель С. Н. Зенкин , перевод с французского Е. П. Васильевой [и др.]. — Москва : Языки славянских культур, 2002 — Том 1 — 2002. — 496 с. — ISBN 5-94457-002-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136886 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Reinhart Koselleck. (2004). Futures Past : On the Semantics of Historical Time. Columbia University Press.
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Барт, Р. Мифологии / Р. Барт , перевод с французского С. Н. Зенкина. — 5-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019. — 251 с. — ISBN 978-5-8291-2326-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133251 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Деррида, Ж. Письмо и различие : сборник научных трудов / Ж. Деррида , перевод с французского Д. Ю. Кралечкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-3347-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • История и типология русской культуры, Лотман, Ю.М., 2002
  • Предательство интеллектуалов - 978-5-91603-024-2 - Бенда Ж. - 2009 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/350894 - 350894 - iBOOKS

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Зенкин Сергей Николаевич