• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Декабрь

Русская литература в кросс-культурной перспективе

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватели


Нестеренко Мария Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

В этом по преимуществу практико-ориентированном курсе рассматриваются представления о кросс-культурных связях, осваиваются теории, позволяющие рассматривать литературные тексты в перспективе их кросс-культурного взаимодействия, вырабатываются соответствующие аналитические навыки. Русская литература помещается в сложные социальные и эстетико-идеологические контексты, раскрывающие, с одной стороны, характер ее контактов с иными национальными литературными традициями, а с другой стороны, специфичный для нее ракурс осмысления общих для мировой культуры процессов и тем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о феномене “кросс-культурности” и соответствующих методах анализа литературного произведения
  • Знакомство студентов с разнообразием художественных стратегий, моделей репрезентации, рецептивных режимов, которые формировались в разных национальных традициях при осмыслении тем и проблем, задающих рамки кросс-культурных исследований (рождение субъекта, переживание “возвышенного”, язык(и) эмоций и предельного опыта и т.п.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает основные теоретические проблемы, связанные с автобиографическими жанрами в литературе XVII века
  • анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
  • владеет подходами к исследованию писем, одновременно как факта литературного быта, и как литературного приема
  • анализирует роль городского пространства в литературе второй половины XIX века
  • исследует место экспериментов с языком в дискурсе безумия в литературе XIX-XX веков
  • анализирует категорию времени в модернисткой прозе XX века
  • владеет подходами к исследованию посттравматического письма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Открытие» новоевропейской субъективности
  • Язык эмоций как чужеземное наречие, или Можно ли говорить о себе напрямую?
  • Литература. Игра. Быт
  • Фланер как децентрированный субъект
  • По ту сторону речи: безъязычие, помешательство
  • Как обживают время в XX веке
  • Сообщество, которого нет
  • Что остается после свидетеля?
  • Кино. Время (разорванное / удлиненное)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Магистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования – курсовой работы (КР). В течение 3 и 4 модулей каждый участник НИСа делает одну презентацию (25-45 минут).
  • неблокирующий Письменное аннотирование
    Написание аннотаций по теме КР (объем – 4-5 страниц 12 кеглем 1.5 интервалом).
  • неблокирующий Аудиторная активность
    Участие в обсуждении предложенных материалов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Аудиторная активность + 0.3 * Письменное аннотирование + 0.4 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубков, М. М.  История русской литературной критики ХХ века : учебник для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512594 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Нестеренко Мария Александровна