• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Литература, кино и trauma studies

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

На протяжении последних тридцати лет trauma studies – одно из наиболее интенсивно развивающихся междисциплинарных исследовательских областей, чьи представители занимаются анализом эмоционального, культурного, социального измерений травматического опыта и его воздействия на индивидов и (со)общества. За эти годы внутри trauma studies было выработано несколько влиятельных, нередко оппонирующих друг другу теоретических подходов, сформировались категориальный аппарат и набор(ы) аналитических инструментов, которые, с одной стороны, поддерживают риторически-дискурсивные модели говорения о болезненном/экстремальном опыте, а с другой, позволяют судить о его «устройстве» и способах артикуляции. Целью данного курса является историзация и контекстуализация художественных и исследовательских языков травмы. На лекционных и семинарских занятиях, где будут рассмотрены классические и новейшие для trauma studies тесты, проанализированы произведения литературы и кино, предполагается обсудить широкий круг вопросов: например, как, когда, почему метафорика травмы и формирующиеся на ее основе объяснительные модели становятся эвристичными способами описания опыта личности и социума? чем обусловлен высокий культурный статус «свидетельствования» о трагическом опыте? как складывается топика «травматического» в литературе и искусстве XX-XXI вв. и как она работает в современной культуре? как и в какой мере представления о травматическом содержании человеческого опыта задают современные представления о субъекте и субъектности? как внутри поля trauma studies осуществляется критическая рефлексия собственных подходов?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о существующих в современной культуре способах категоризации и интерпретации катастрофического опыта и представлениях о субъекте
  • Знакомство студентов с разнообразными аналитическими подходами к исследованию травмы, умение определять их сильные и слабые стороны
  • Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знания об основных способах нарративизации травматического коллективного и личного опыта в современных литературе и кинематографе
  • Различать эстетическую, социальную, политическую специфику воплощения травматического опыта в разных художественно-философских системах
  • Демонстрировать представление о становлении и развитии междисциплинарного поля trauma studies
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение междисциплинарного поля trauma studies
  • Открытие/изобретение травмы: исторические и культурные контексты
  • Теория травмы: опыт реинтерпретации психоаналитического подхода (Ш. Фелман, К. Карут, Р. Лейс, Д. Лакапра)
  • Конструктивистская теория травмы. Возвышенное как философский аналог травмы в работах Ф. Анкерсмита
  • Художественная аналитика травмы в современном искусстве и литературе
  • Тексты травмы в российских литературе и кинематографе ХХ–ХХI веков: художественная практика и научная рефлексия
  • «Индустрия травм»: маркетинг и потребление травматического в современной культуре (Л. Бонд, С. Крапс)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа реферативного плана (примерно 6 тысяч знаков с пробелами) по теоретическим вопросам, затрагивавшимся на лекционных занятиях 1-ого модуля. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа (эссе, 10 тысяч знаков с пробелами) по рассматривавшимся в курсе темам. Допускается самостоятельный выбор студентом произведения для анализа в эссе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.35 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Memory, war and trauma, Hunt, N. C., 2011

Авторы

  • Разувалова Анна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна