• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Советский субъект и советская цивилизация

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Калинин Илья Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса являются различные научные теории, а также художественные и повседневные практики 1920-х – 1930-х годов, связанные с построением нового субъекта (формирование специфических представлений в области физиологии, психологии, педагогики, этнографии, философии языка и теории литературы и т.д.) и новой советской повседневной культуры (от новых практик взаимоотношений полов до разработки гигиенических программ и программ физического воспитанию). Все эти теории и практики, независимо от степени радикальности и новизны, были направлены на формирование индивидуальной субъективности и коллективной идентичности: советского человека и социалистического общества. Эксперименты 1920-х – 1930-х особенно интересны тем, что они не являли собой некоего единого и внутренне монолитного проекта, но, наоборот, представляли собой множество конкурирующих научных, художественных и идеологических программ, зачастую апеллирующих к политическим взглядам различных групп внутри коммунистической партии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными проблемами исторического описания ранней советской культуры в контексте формирования нового типа субъективности и культурной революции как способа его производства
  • Использование базовых научных понятий, применяемых при анализе литературного текста и явлений культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет пониманием литературной политики ранней советской эпохи. Ориентируется в культурной ситуации 1920-х гг. Имеет представление о трудовом праксисе как основе нового языка.
  • Знает различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х. Имеет представление о «советской субъективности» и дискурсивных механизмах, стоящих за процессом ее становления. Понимает механизмы и задачи репрезентации революции.
  • Имеет комплексное представление о движении литературы 1920-193-х гг. от богоборчеству к огочеловечеству. Ориентируется в новых утопических перспективах 1920-х годов, в движении к соцреализму 1930-х гг.
  • Имеет представление о переходе научной организации труда к идеям новой органики экстатического труда.
  • Имеет представление о пластике и сценическом движении как центральном механизме производства смысла. Знает концепцию биомеханики В. Мейрехольда.
  • Имеет представление о революции как тотальном отстранении действительности. Знает основные черты основных понятий русского формализма: остранения, автоматизации/деавтоматизации, закона экономии усилий и закона дополнительной траты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Различные модели описания перехода от революционно-утопической культуры 1920-х к сталинской культуре 1930-х.
  • Дисциплины тела: от научной организации труда к идеям новой органики экстатичного труда.
  • Тэйлоризм на службе у пролетариата: НОТ А. Гастева и биомеханика В. Мейерхольда.
  • Революция как тотальное остранение действительности (русский формализм как теория нового типа субъективности)
  • Литературная политика
  • 1920-1930-е: от богоборчества к богочеловечеству
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
  • неблокирующий Устный доклад
    Тема доклада предлагается студентом и утверждается преподавателем. В докладе раскрывается, на основании дополнительного материала, одна из тем (проблем), обсуждавшихся на занятии. Дополнительный материал включает в себя результаты небольшого исследования, самостоятельно проведенного студентом. Речь идет, прежде всего, самостоятельном анализе проблем истории ранней советской культуры на одном из языков: русском, английском, немецком, французском. Допускается привлечение иных языков. Приветствуется также проведение теоретического мини-исследования в рамках того или иного вопроса, существенного для истории неофициального литературного сообщества.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в виде подготовки экзаменационного эссе. Тема эссе повторяет тему курсовой работы студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Булюлина, Е. (2012). «Станция Отправления — Ссср, Станция Назначения — Коммунизм!»: История Страны В Лозунгах 1920-Х Гг. Вестник Нижневартовского Государственного Университета, 4.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ivanov, A. A. (2012). Soviet Literature and ⪡Passion for Real⪢: to the Problem of Artistic Field Autonomy. Bulletin of PNU, 27(4), 285–294.