• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах"

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» работает на протяжении всего обучения магистрантов и призван сопровождать их научно-исследовательскую деятельность. В течение второго года обучения на семинарских занятиях студентам предоставляется возможность познакомиться с теоретическим и прикладным инструментарием современных филологических исследований в области литературы и изучения культуры. Наряду с углублением фундаментальных представлений о методах и задачах филологической науки в рамках более широкого дисциплинарного контекста, возможных объектах и практиках изучения, месте литературоведения в системе современного гуманитарного знания и соотнесенности наук о языке с кластерами социальных, философских, лингвокультурологических, когнитивных дисциплин и медиа-информационных технологий студенты получают доступ в исследовательскую лабораторию ведущего семинары преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Улучшение навыков магистрантов по обработке новой информации, ее концептуализации, пониманию ее культурно-исторически определенного контекстуального характера
  • Выработка активно-критического отношения к дискуссионным вопросам в данной области знаний.
  • Помощь в выборе актуального предмета научно-исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определять место литературоведения в системе современного гуманитарного знания и объяснять соотнесенность наук о языке с кластерами социальных, философских, лингвокультурологических, когнитивных дисциплин и медиа-информационных технологий.
  • Писать, компилировать, редактировать тексты различных форматов для решения как научно-исследовательских, так и прагматико-коммуникационных и деловых задач в гуманитарной сфере.
  • Демонстрировать теоретический и практический опыт подготовки и сопровождения международной научной публикации на всех этапах издательского процесса, научного рецензирования и экспертной оценки академических работ, приведения формата публикации в согласие с требованиями и редакционной политикой печатного издания.
  • Квалификационно оперировать понятийным аппаратом дисциплин литературоведческого и культурологического цикла, развернуто характеризовать их историю и теорию и реализовывать полученные знания при самостоятельном анализе культурных продуктов различной природы.
  • Демонстрировать навыки библиографического поиска и знакомство с научной литературой по ряду вопросов филологии и смежных областей знания, анализировать культурные объекты в их соотношении с литературными формами и произведениями с опорой на библиографический материал.
  • Демонстрировать навыки и конвенции научного обсуждения и оценки научной и языковой состоятельности формулировки и обоснования темы научного исследования, корректно формулировать, корректировать и развернуто мотивировать тему собственного исследования в научной аудитории, задавать релевантные вопросы и отвечать на них.
  • Готовить и представлять научные доклады, презентации, лекции и семинары по теме своего научного исследования, эффективно доносить до аудитории его предмет и структурно-смысловое наполнение в ходе публичных выступлений в заданных коммуникационных форматах и временных рамках
  • Самостоятельно организовывать свою работу по написанию квалификационного сочинения (магистерской диссертации), поэтапно планировать его отдельные части и вовремя претворять их в текст, оперативно реагировать на замечания и рекомендации коллег по улучшению научно-исследовательского продукта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Выпускное квалификационное исследование: специфика, основные этапы работы, критерии оценивания (А.С. Пахомова)
  • Публикация научной статьи: глазами инсайдера (М.Л. Сергеев)
  • Магистерская диссертация: презентации результатов и научные дискуссии по темам ВКР (А.И. Разувалова)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Библиографический список
    Студент составляет библиографический список к магистерской диссертации: не менее 10 источников, не менее 25 исследований, сдается в октябре.
  • неблокирующий Обоснование темы магистерской диссертации
    Обоснование магистерской диссертации представляет собой развернутое письменное высказывание с соблюдением всех структурных требований. Приложен библиографический список, состоящий не менее чем из 20 позиций. Объем — до 10000 знаков с пробелами (0,25 а.л.). 
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями на материале литературы, прочитанной в ходе работы над магистерской диссертацией и подготовки собственных журнальных публикаций, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Рецензия на научную статью
    Работа предполагает написание рецензии на научную статью по теме магистерской диссертации (опубликованную или подготовленную к подаче в журнал) с использованием шаблона, принятого в одном из ведущих российских гуманитарных журналов. Рецензия должна сочетать оценку статью по фиксированным параметрам с обсуждением и критическими замечаниями по тексту, высказанными в свободной форме. Рекомендуемый объем - не более 10 тыс. знаков (с пробелами).
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Магистранты делают доклады на выбранные темы, используя материалы собственного исследования – ВКР. В течение модуля каждый участник НИСа делает одну презентацию (25-30 минут).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    Формула оценивания В каждом модуле выставляется оценка по предложенной преподавателем формуле, итоговая оценка выводится согласно формуле итоговой аттестации и представляет собой средний балл по результатам занятия в трех модулях. 1-й модуль Письменная работа: библиографический список * 0.4 + Презентация: обоснование темы магистерской диссертации * 0.6 2-й модуль Аудиторная активность * 0,4 + Письменная работа: Рецензия на статью по теме магистерской диссертации * 0,6 3-й модуль Аудиторная активность: Активность * 0.4 + Презентация по теме ВКР: Презентация * 0.6
  • 2026/2027 3rd module
    -

Авторы

  • Афанасьева Анастасия Викторовна
  • Разувалова Анна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна