• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компьютерные игры в оптике современной гуманитарной теории

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Компьютерные игры в оптике современной гуманитарной теории» представляет собой углубленное исследование феномена компьютерных игр через призму ключевых гуманитарных дисциплин. Курс охватывает широкий спектр тем, начиная с введения в область гуманитарных исследований игр и заканчивая анализом их сюжетных структур. Особое внимание уделяется рассмотрению компьютерных игр как синкретического медиума, их связи с другими видами искусства, а также концепции «игровости» и проблемам языка, используемого в играх. Студенты познакомятся с двумя ведущими подходами к изучению игр – людологией и нарратологией – и научатся применять литературоведческие и общефилологические методы к анализу игр, уделяя особое внимание проблеме сюжета и его интерпретации. Курс направлен на формирование у слушателей целостного представления о компьютерных играх как сложном культурном феномене и развитие навыков критического анализа и интерпретации игровых текстов. Актуальность курса обоснована тем фактом, что компьютерные игры наряду с другими новыми медиа, особенно виртуальными, стали частью нашей повседневной деятельности и досуга, при этом компьютерные игры активно вступают в диалогические отношения с другими искусствами, в том числе литературой. Дисциплина читается на программе «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» не только потому, что в современной русской литературе рефлексируются новые медиа, в том числе компьютерные игры, но и потому, что компьютерные игры и художественная литература имеют прочные многолетние связи (это выражается, например, в уникальных жанрах вроде «interective fiction», которые делают письмо и чтение игровыми механиками). Более всего, связь литературы и игр заключается в определенной логике наследования новым медиумом старому: многие компьютерные игры открыто инспирированы литературными произведениями, в том числе это касается российского игростроения и русской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ● Развитие навыков пристального анализа игровых проектов в контексте гуманитарной оптики исследования компьютерных игр. ● Освоение теоретических концепций компьютерных игр и их исторического развития как нового медиума в контексте гуманитарной проблематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • пользуется аналитическим словарем классических работ исследователей компьютерных игр
  • анализирует игры в гуманитарных аспектах, связанных с визуальностью, репрезентациями, геймплеем
  • выявляет приемы геймдизайна и анализирует культурно-социальные репрезентации компьютерных игр
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в гуманитарные исследования компьютерных игр
  • Компьютерные игры как синкретический медиум и их связь с другими искусствами.
  • Концепция «игровости» и проблема языка(ов) компьютерных игр
  • Два ведущих подхода в исследованиях КИ: Людология vs. Нарратология
  • Литературоведческие подходы к анализу компьютерных игр
  • Общефилологический анализ компьютерных игр: проблема сюжета
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе (сдается онлайн, от 10 тыс. зн. с проб.) может быть в трех формах: а) рецензия на монографию по теме курса (основная тема: исследование компьютерных игр), кроме тех, что рассматривались в рамках курса; б) набросок собственного исследования по теме (анализ какой-либо компьютерной игры в контексте литературоведческой проблематики и/или метода);
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.6 * Аудиторная работа + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Wardrip-Fruin, N. (2009). Expressive Processing : Digital Fictions, Computer Games, and Software Studies. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=413261

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barbaros Bostan. (2021). Games and Narrative: Theory and Practice (Vol. 1st ed. 2022). Springer.

Авторы

  • Афанасьева Анастасия Викторовна
  • Кессель Ксения Витальевна