Паспорт образовательной программы
40.04.01 Юриспруденция
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
Не задано
2024/2025 учебный год
Государственно-правовая траектория
2023/2024 учебный год
Государственно-правовая траектория
Применяет современный категориальный аппарат административного, градостроительного, налогового, земельного, процессуального права для правового анализа происходящих в России события и явлений (КОР-1);
- Осуществляет обоснованный выбор подлежащих применению норм права для разрешения споров в области государственного управления (КОР-2);
- На основе теорий и концепций в области публичного права формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных исследований; разрабатывает стратегию реализации и управления исследованием; представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования (КОР-3);
- Объясняет социальные явления и процессы, происходящих в области государственного управления, с точки зрения публичного права, выявляет значимые правовые проблемы в этой области и вырабатывает пути их решения, прогнозирует развитие социальных явлений и процессов (КОР-4);
- Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований области публичного права; обосновывает предложения по улучшению законодательства и правоприменительной практики в области государственного управления (КОР-5).Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
- научно-исследовательский;
- правоприменительный;
- правоохранительный;
- правотворческий;
- проектный;
- организационно-управленческий;
- аналитический;
- экспертно-консультативный.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа магистратуры:
- Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании (ПК-1);
- Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией (ПК-2);
- Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга (ПК-3);
- Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности (ПК-4);
- Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов (ПК-5);
- Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности (ПК-6).
Учебный план подготовки магистра по программе «Право и государственное управление» разработан с учетом цели магистерской программы, задач ее реализации и формируемых профессиональных компетенций. Достижение заявленных результатов обучения по магистерской программе «Право и государственное управление» обеспечивается продуманным подбором учебных дисциплин, которые позволяют как сформировать базовые представления о системе публичного права, так и приобрести углубленные знания и профессионально необходимые навыки юриста, специализирующегося в данной области.
Программа состоит из трех основных блоков:
1) семинар наставника и базовые курсы, которые читаются в соответствии с образовательным стандартом;
2) обязательные дисциплины вариативной части программы «Право и государственное управление»;
3) курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать траекторию обучения.
Структура учебного плана отражает не только требования образовательного стандарта подготовки магистров юриспруденции, но и потребности обучающихся, о чем свидетельствует достаточное количество элективных курсов, обеспечивающих обучающимся возможность формировать индивидуальный учебный план с учетом их собственных представлений о приоритетности изучения отдельных учебных дисциплин.
В структуру учебного плана включены все дисциплины, которые в наивысшей степени соответствуют направлению подготовки и отражают специфику данной магистерской программы, и которые, кроме того, обеспечены опытным профессиональным кадровым сопровождением.
Приблизительная оценка ежегодной потребности в специалистах данного направления подготовки и уровня квалификации по результатам анализа сайтов крупнейших работодателей, рекрутинговых агентств, бесед с руководителями компаний, органов государственной власти составляет только в Санкт-Петербурге не менее 200 человек.
В настоящее время юристы в сфере государственного управления востребованы:
– федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления любого профиля;
– организациями бюджетной сферы федерального и регионального уровня;
– юридическими лицами, получающими средства из бюджета в рамках реализации контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществления бюджетных инвестиций, субсидирования, концессионных соглашений, а также соглашений в рамках государственно-частного партнерства;
– консалтинговыми компаниями (включая международные), осуществляющими правовое сопровождение сотрудничества российских и иностранных физических и юридических лиц с публично-правовыми образованиями;
– юридическими компаниями, осуществляющими защиту нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.
Предлагаемая магистерская программа предполагает изучение правового регулирования взаимоотношений государства и частных лиц как со стороны властного субъекта, так и со стороны подвластных, прежде всего, в имущественной сфере. Это охватывает правовые формы участия государства в гражданском обороте, включая все варианты государственно-частного партнерства, случаи принудительной реализации государством безусловных для исполнения всеми нормативных предписаний, а также формы и способы разрешения возникающих при этом правовых конфликтов. Такой всесторонний подход, предполагающий одинаковую подготовку юристов для государственной власти и юристов частного сектора, взаимодействующих с государством (коллег, находящихся подчас по разные стороны “баррикад”), позволяет первым понять и просчитать последствия избираемых вариантов решения проблем, а вторым – увидеть правовую логику действий другой стороны при принятии властных решений.
Программа позволяет выстраивать, не выходя за ее рамки, индивидуальные траектории по 4 направлениям: административно-правовая, гражданско-правовая, финансово-правовая, процессуальная. Это дает возможность удовлетворить, имея в виду профиль Высшей школы экономики, практически все предпочтения желающих практиковать в области публичного права.
Предполагается реализовывать программу в сотрудничестве с органами государственной власти, а также ведущими экспертами-практиками в сфере бюджетного, административного права и государственно-частного партнерства. Это позволит студентам, обучающимся в магистратуре по предлагаемой программе, изучить передовой опыт правого регулирования государственного управления, познакомиться с конкретными проблемами взаимодействия государства и частных лиц и с их предполагаемыми решениями, принять участие в конкретных проектах и исследованиях в данной сфере.
1. Образовательный стандарт НИУ ВШЭ, на основании которого разработана основная профессиональная образовательная программа «Право и государственное управление».
2. Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
- научно-исследовательский;
- правоприменительный;
- правоохранительный;
- правотворческий;
- проектный;
- организационно-управленческий;
- аналитический;
- экспертно-консультативный.
3. Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа магистратуры:
- Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании (ПК-1);
- Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией (ПК-2);
- Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга (ПК-3);
- Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности (ПК-4);
- Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов (ПК-5);
- Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности (ПК-6).
Программа состоит из трех основных блоков:
1) базовые курсы, которые читаются в соответствии с образовательным стандартом;
2) обязательные дисциплины вариативной части программы «Право и государственное управление»;
3) курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать траекторию обучения.
Кроме того, студенты будут участвовать в работе научно-исследовательских семинаров по данному направлению. Семинары знакомят студентов с наиболее актуальными проблемами развития законодательства, регламентирующего осуществление публичной власти; они призван привить навыки самостоятельной научно-аналитической работы, подготовки исследований, презентаций, оппонирования.
Дисциплины программы обеспечивают:
– изучение теории и современных методов административного правового регулирования;
– освоение учения об административной юстиции;
– изучение принципов и методов осуществления государственно-частного партнерства;
– овладевание навыками составления процессуальных документов в рамках административного и конституционного судопроизводства;
– освоение принципов бюджетно-правового регулирования и способов разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере;
– изучение ключевых характеристик производства по делам о привлечении к административной ответственности;
– освоение доктрины деликтного права применительно к государству и его агентам;
– изучение особенностей правового регулирования поставок для государственных нужд;
– овладевание навыками анализа судебных постановлений, включая решения Конституционного Суда Российской Федерации;
– освоение форм и способов защиты прав налогоплательщика.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Право и государственное управление»