Summary of Degree Programme
40.04.01 Legal Studies
No
2 года
Full-time, 120 з.е.
RUS
Instruction in Russian
Master
No
Не задано
2024/2025 Academic year
State-Legal Trajectory
2023/2024 Academic year
State-Legal Trajectory
Применяет современный категориальный аппарат административного, градостроительного, налогового, земельного, процессуального права для правового анализа происходящих в России события и явлений (КОР-1);
- Осуществляет обоснованный выбор подлежащих применению норм права для разрешения споров в области государственного управления (КОР-2);
- На основе теорий и концепций в области публичного права формулирует задачи и гипотезы для выполнения исследовательских задач при постановке прикладных и фундаментальных исследований; разрабатывает стратегию реализации и управления исследованием; представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования (КОР-3);
- Объясняет социальные явления и процессы, происходящих в области государственного управления, с точки зрения публичного права, выявляет значимые правовые проблемы в этой области и вырабатывает пути их решения, прогнозирует развитие социальных явлений и процессов (КОР-4);
- Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований области публичного права; обосновывает предложения по улучшению законодательства и правоприменительной практики в области государственного управления (КОР-5).Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
- научно-исследовательский;
- правоприменительный;
- правоохранительный;
- правотворческий;
- проектный;
- организационно-управленческий;
- аналитический;
- экспертно-консультативный.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа магистратуры:
- Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании (ПК-1);
- Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией (ПК-2);
- Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга (ПК-3);
- Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности (ПК-4);
- Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов (ПК-5);
- Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности (ПК-6).
Учебный план подготовки магистра по программе «Право и государственное управление» разработан с учетом цели магистерской программы, задач ее реализации и формируемых профессиональных компетенций. Достижение заявленных результатов обучения по магистерской программе «Право и государственное управление» обеспечивается продуманным подбором учебных дисциплин, которые позволяют как сформировать базовые представления о системе публичного права, так и приобрести углубленные знания и профессионально необходимые навыки юриста, специализирующегося в данной области.
Программа состоит из трех основных блоков:
1) семинар наставника и базовые курсы, которые читаются в соответствии с образовательным стандартом;
2) обязательные дисциплины вариативной части программы «Право и государственное управление»;
3) курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать траекторию обучения.
Структура учебного плана отражает не только требования образовательного стандарта подготовки магистров юриспруденции, но и потребности обучающихся, о чем свидетельствует достаточное количество элективных курсов, обеспечивающих обучающимся возможность формировать индивидуальный учебный план с учетом их собственных представлений о приоритетности изучения отдельных учебных дисциплин.
В структуру учебного плана включены все дисциплины, которые в наивысшей степени соответствуют направлению подготовки и отражают специфику данной магистерской программы, и которые, кроме того, обеспечены опытным профессиональным кадровым сопровождением.
Приблизительная оценка ежегодной потребности в специалистах данного направления подготовки и уровня квалификации по результатам анализа сайтов крупнейших работодателей, рекрутинговых агентств, бесед с руководителями компаний, органов государственной власти составляет только в Санкт-Петербурге не менее 200 человек.
В настоящее время юристы в сфере государственного управления востребованы:
– федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления любого профиля;
– организациями бюджетной сферы федерального и регионального уровня;
– юридическими лицами, получающими средства из бюджета в рамках реализации контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществления бюджетных инвестиций, субсидирования, концессионных соглашений, а также соглашений в рамках государственно-частного партнерства;
– консалтинговыми компаниями (включая международные), осуществляющими правовое сопровождение сотрудничества российских и иностранных физических и юридических лиц с публично-правовыми образованиями;
– юридическими компаниями, осуществляющими защиту нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.
Предлагаемая магистерская программа предполагает изучение правового регулирования взаимоотношений государства и частных лиц как со стороны властного субъекта, так и со стороны подвластных, прежде всего, в имущественной сфере. Это охватывает правовые формы участия государства в гражданском обороте, включая все варианты государственно-частного партнерства, случаи принудительной реализации государством безусловных для исполнения всеми нормативных предписаний, а также формы и способы разрешения возникающих при этом правовых конфликтов. Такой всесторонний подход, предполагающий одинаковую подготовку юристов для государственной власти и юристов частного сектора, взаимодействующих с государством (коллег, находящихся подчас по разные стороны “баррикад”), позволяет первым понять и просчитать последствия избираемых вариантов решения проблем, а вторым – увидеть правовую логику действий другой стороны при принятии властных решений.
Программа позволяет выстраивать, не выходя за ее рамки, индивидуальные траектории по 4 направлениям: административно-правовая, гражданско-правовая, финансово-правовая, процессуальная. Это дает возможность удовлетворить, имея в виду профиль Высшей школы экономики, практически все предпочтения желающих практиковать в области публичного права.
Предполагается реализовывать программу в сотрудничестве с органами государственной власти, а также ведущими экспертами-практиками в сфере бюджетного, административного права и государственно-частного партнерства. Это позволит студентам, обучающимся в магистратуре по предлагаемой программе, изучить передовой опыт правого регулирования государственного управления, познакомиться с конкретными проблемами взаимодействия государства и частных лиц и с их предполагаемыми решениями, принять участие в конкретных проектах и исследованиях в данной сфере.
1. Образовательный стандарт НИУ ВШЭ, на основании которого разработана основная профессиональная образовательная программа «Право и государственное управление».
2. Типы задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
- научно-исследовательский;
- правоприменительный;
- правоохранительный;
- правотворческий;
- проектный;
- организационно-управленческий;
- аналитический;
- экспертно-консультативный.
3. Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа магистратуры:
- Способен разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели и информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой, проектной деятельности в правовом исследовании (ПК-1);
- Способен идентифицировать потребности и интересы общества и отдельных его групп, предлагать механизмы их согласования между собой с правовой аргументацией (ПК-2);
- Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения правовой экспертизы и/или консалтинга (ПК-3);
- Способен распространять правовые знания, консультировать работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении вопросов из деятельности (ПК-4);
- Способен оценивать правовые последствия программной и проектной деятельности органов управления; проводить правовую экспертизу программ, проектов, нормативных и правовых актов, методических материалов (ПК-5);
- Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности (ПК-6).
Программа состоит из трех основных блоков:
1) базовые курсы, которые читаются в соответствии с образовательным стандартом;
2) обязательные дисциплины вариативной части программы «Право и государственное управление»;
3) курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать траекторию обучения.
Кроме того, студенты будут участвовать в работе научно-исследовательских семинаров по данному направлению. Семинары знакомят студентов с наиболее актуальными проблемами развития законодательства, регламентирующего осуществление публичной власти; они призван привить навыки самостоятельной научно-аналитической работы, подготовки исследований, презентаций, оппонирования.
Дисциплины программы обеспечивают:
– изучение теории и современных методов административного правового регулирования;
– освоение учения об административной юстиции;
– изучение принципов и методов осуществления государственно-частного партнерства;
– овладевание навыками составления процессуальных документов в рамках административного и конституционного судопроизводства;
– освоение принципов бюджетно-правового регулирования и способов разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере;
– изучение ключевых характеристик производства по делам о привлечении к административной ответственности;
– освоение доктрины деликтного права применительно к государству и его агентам;
– изучение особенностей правового регулирования поставок для государственных нужд;
– овладевание навыками анализа судебных постановлений, включая решения Конституционного Суда Российской Федерации;
– освоение форм и способов защиты прав налогоплательщика.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin