• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Декабрь

Дизайн и разработка автоматизированных обучающих систем (АОС)

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Проектирование автоматизированных обучающих систем (АОС)» посвящен современным подходам к созданию образовательных продуктов в digital-среде. Студенты изучат ключевые принципы педагогического дизайна, научатся проектировать обучение от образовательных результатов, проблем и опыта, а также познакомятся с инструментами анализа и улучшения пользовательского взаимодействия в edtech. Особое внимание уделяется продуктовому подходу, мотивационному дизайну и применению технологий компьютерной лингвистики в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • − ознакомление студентов с ключевыми аспектами современных обучающих систем и курсов, основными областями их применения. − ознакомление с понятиями «образовательный опыт» и «образовательная среда» и изучение основных подходов в их проектировании; − ознакомление с ролями продюсера, методиста и эксперта при создании образовательных продуктов; − ознакомление с продуктовым подходом в разработке современных систем АОС; − ознакомление областей применения компьютерной лингвистики для проектирования АОС; − ознакомление с интересными практическими задачами в каждой из рассмотренных областей применения АОС и подходами к их решению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основную проблематику курса, умеет сформулировать вопросы, релевантные для изучения курса. Знает основные этапы развития АОС. Умеет пользоваться существующими АОС. Знаком с примерами АОС на российском и зарубежном рынках. Знаком с понятиями «проектирование» в контексте образования.
  • Знает принципы проектирования от ОРов. Знаком с моделью Блума/Марцано и их составляющими. Понимает принципы выстраивания конструктивной согласованности и осознает важность этого шага при создании собственных решений. Самостоятельно формулирует образовательные результаты по формуле CABD.
  • Знаком с основополагающими чертами и особенностями проектирования от опыта и от проблемы. Может перечислить по две модели обучения внутри подходов. Владеет принципами проектирования образовательных курсов по методике 4C/ID. Способен учесть эти принципы при проектировании АОС.
  • Знаком с понятиями «образовательный опыт» и «образовательная среда».
  • Знаком с понятием student journey map, умеет создавать SJM на практике.
  • Знаком с составом команды образовательных компаний на российском и зарубежных рынках. Понимает распределение зон ответственности продюсера, методиста и эксперта при создании образовательного продукта.
  • Знаком с разнообразием форм образовательного контента. Способен выбирать наиболее подходящий контент для синхронных и асинхронных занятий. Знает понятие «геймификация» и основные ресурсы для создания газифицированного контента. Знает плюсы и минусы каждого из видов контента в АОС. Умеет применять принципы проектирования на единице контента «занятие»/ «урок»
  • Знаком с понятием «дискриминативность». Понимает принципы выбора методов оценки для образовательного решения. Самостоятельно и/или в соавторстве с автором контента разрабатывает оценочные вопросы разных видов.
  • Знаком с основными показателями эффективности образовательного продукта. Понимает разницу бизнес-метрик, продуктовых метрик, образовательных метрик и может привести примеры к каждой группе. Знаком с применением и методами подсчета COR, NPS, CSI. Владеет принципами продуктового дизайна. Может применить их на практике
  • Знает приемы мотивации студентов, геймификации в обучении. Способен применить методы геймификации при проектировании АОС
  • Знает основные методы исследования пользовательского опыта в сфере edtech. Осознает важность этапа «дизайн-исследования». Понимает разницу между количественными и качественными исследованиями, может выбрать наиболее подходящий тип исследования в конкретной ситуации. Может выбирать методы количественных и качественных исследований в зависимости от нужд. Умеет применять их для исследования опыта пользователя и опыта обучающегося
  • Знает особенности пользовательских интерфейсов АОС Владеет принципами UI/UX дизайна образовательных онлайн-курсов
  • Знает и умеет применять корпусные технологии для создания АОС
  • Знает основные тенденции на российском и международном рынке edtech. Применяет ИИ для выполнения профессиональных задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: edtech VS «традиционное образование». Принципы проектирования и создания АОС
  • Проектирование от образовательных результатов: первые шаги. Принцип конструктивной согласованности.
  • Проектирование от проблемы, проектирование от опыта: особенности подходов.
  • Образовательный опыт и среда: введение в тему.
  • SJM и выстраивание студенческого пути.
  • Продюсер, методист, эксперт: роли и сферы ответственности. Работа методиста с авторами и экспертами.
  • Проектирование синхронных и асинхронных занятий. Разнообразие форм контента: от образовательного текста к играм.
  • Работа с тестами и заданиями при проектировании АОС.
  • Продуктовый подход в образовании: метрики и показатели.
  • Мотивационный дизайн. Теория когнитивной посильности.
  • Методы исследования пользовательского опыта в сфере edtech. Опыт пользователя и опыт обучающегося.
  • Пользовательский интерфейс в образовании. UI/UX дизайн образовательных онлайн-курсов.
  • Применение технологий компьютерной лингвистики в проектировании и совершенствовании образовательных продуктов.
  • Будущее edtech. ИИ как профессиональный инструмент
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой результаты самостоятельного критического анализа той или иной проблемы в рамках курса. Доклад представляется в виде презентации. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашние задания представляют собой небольшие практические задания, которые выполняются студентами вне аудитории. Выполняется письменно, индивидуально, внеаудиторно.
  • неблокирующий Экзамен
    -
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Доклад + 0.6 * Домашнее задание + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Visible learning : a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement, Hattie, J. A. C., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781000593082 - Prathamesh Padmakar Churi, Shubham Joshi, Mohamed Elhoseny - Artificial Intelligence in Higher Education - 2023 - CRC Press - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=3328923 - nlebk - 3328923

Авторы

  • Афанасьева Анастасия Викторовна
  • Духанина Алена Владимировна