«Такая мощная школа за плечами»
Евгения Кутергина, выпускница программы «Городское развитие и управление» и директор Центра университетских исследований и мониторинга в университете ИТМО, рассказала про вклад Вышки в ее карьеру и профессиональную деятельность.
– Почему ты выбрала именно "Городское развитие и управление"?
– Я закончила бакалавриат Вышки в 2015 году по направлению “Менеджмент”, а углубленная специализация (не помню, как точно называлась) была в сторону ГМУ. Где-то на втором курсе уже я поняла, что меня захватил исследовательский вектор развития. Мне очень нравилось проводить исследования в области государственного регулирования высшего образования. Мне не был интересен менеджмент, как исследовательская область, потому что в основном это про какие-то локальные истории на предприятии, например. Меня всегда привлекал исследовательский масштаб, когда мы смотрим, например, на какие-то аспекты государственного регулирования сферы высшего образования.
Закончив бакалавриат, я поняла, что я хочу дальше продолжать исследовательский путь. Логично было устраивать свое дальнейшее развитие, именно поступив в магистратуру. Поскольку мне был интересен именно вектор следования, связанный с государственным регулированием, то логично, выбор пал на программу “Государственное развитие и управление”. Но тогда она так не называлась, она тогда просто называлася ГМУ.
Это был логичный для меня путь, я еще всегда хотела при этом заниматься преподаванием. С получением степени магистра открывались возможности преподавать, например, бакалаврам. Так у меня это и случилось, мне предложили преподавать бакалаврам ГМУ.
– Сложно ли бы поступать? И почему?
– Насколько я помню, мне не было сложно поступать. Нужно было написать мотивационное письмо и приложить сертификаты о выступлениях на международных конференциях – в общем, нужно было набрать баллы за качество портфолио. У меня был хороший бакалаврский диплом с высокими баллами, всё было закрыто на “отлично”, поэтому я прошла на бюджет в первой волне поступления.
В своем мотивационном письме я отразила как раз свое видение, то, что я хочу продолжать исследовать высшее образование и дополнительное профессиональное образование.
– Какие впечатления от программы?
– Ну конечно, какие-то вещи забываются со временем. Но то, что я не запомнила, это впечатление, что бакалавриат ГМУ, конечно, фундаментально дал мне только широкую подготовку, а именно в магистратуре я почувствовала, насколько наши знания углубили, сделали не только поверхностным, но более основательными. В какой-то момент обучения в магистратуре у меня возникла мысль “А почему нам все это не давали в бакалавриате? Почему столько всего осталось за фокусом моего внимания?”.
Можно резюмировать, что нам дали достаточно глубокую подготовку, и это дублировало бакалавриат. Содержательно программа магистратуры действительно существенно сильнее, чем программа бакалавриата. Я не чувствовала, что много материала повторяется.
Нам дали сильную исследовательскую подготовку. Ее усиливали на уровне магистратуры, так как были выше требования к результатам твоих исследований работы на уровне курсовой работы, ВКР.
Сильное впечатление это то, что нас научили наконец-то пользоваться R для анализа данных. Сейчас бакалавры уже со второго курса этому учатся. В мое время было не так, и магистратура открыла мне совершенно новый горизонты исследовательской практики, анализа данных на языке программирования.
И в частности, сегодня на своей работе я вижу, что это один из основных ключевых компонентов моей исследовательской деятельности. Я очень рада, тому что Вышка дала мне эту подготовку, сейчас это очень важная компетенция.
– Чему тебя научила ОП?
– Если говорить про хард-скилл, это именно анализ данных в R, методология проведения исследований и более углубленное понимание, направление.
– Работаешь ли ты сейчас по специальности?
– Всегда очень неоднозначный вопрос. Поясню, что имею в виду. Если мы заглянем в образовательный стандарт магистра ГМУ, то в области его профессиональной деятельности порядка восьми сфер, куда может идти выпускник ГМУ. Естественно, там написано про органы государственной власти, но не только. Предполагается, что после подготовки в магистратуре, ты также можешь идти в исследовательские центры, чтобы применить свои исследовательские компетенции. Если рассуждать так, то я работаю по специальности.
В настоящее время я являюсь директором Центра университетских исследований и мониторинга в университете ИТМО. Исследовательская подготовка, которую мне дала Вышка, – это база, основа в моей текущей рабочей профессиональной деятельности.
Я работаю в структуре Департамента стратегического развития университета ИТМО. Коротко, я бы сказала, что именно мое понимание того, как работает сфера высшего образования и дополнительного профессионального образование в стране, помогает мне решать мои рабочие задачи.
– Какие знания и навыки, полученные на программе, тебе помогли?
– В основном, конечно, это навыки проведения исследований, методология проведение исследований. У меня был научный руководитель кандидат социологических наук Анна Георгиевна Санина, и она меня выращивала именно как специалиста социолога. Поэтому в настоящее время, не заканчивая в Вышке такой профиль, я занимаюсь социологическими исследованиями. У меня замечательный микс компетенций: я прекрасно понимаю сферу высшего образования, в которой работаю, я понимаю все взаимосвязи и какую роль в этом всем процессе занимает моя рабочая деятельность. Без подготовки в Вышке, я бы этого не видела, не понимала.
Знания? Как проводить исследование, какие методы сбора данных есть, анализа данных, в каких программах можно анализировать данные, количественные и качественные. Все, чем я сейчас занимаюсь, этому меня учила Вышка. На работе на практике я уже набивала опыт.
– Расскажи, пожалуйста, про тему для исследование для ВКР?
– Меня за бакалавриат заинтересовала тема образования, государственное регулирование сферы образования. Мне не было интересно школьное образование, именно высшее, а затем, естественно, дополнительное профессиональное образование, потому что хотелось расширить исследовательский фокус. С каждым годом исследовала все новую и новую ступень, и к магистратуре к выпускному курсу я уже дошла до сферы дополнительного профессионального образования у государственных служащих.
ВКР у меня была посвящена совершенствованию сферы дополнительного профессионального образования на примере Санкт-Петербурга. Это было кейс-стади, я изучала то, как реализуется программа ДПО нашим Межрегиональным ресурсным центром.
Я проходила у них практику, узнавала, как все работает. Одно дело читать документы (нормативно-правовые акты, я имею в виду), другое дело уже побывать в Центре, пообщаться со специалистами, пощупать эту сферу. В качестве задания я выполняла анализ данных по удовлетворенности программами ДПО для чиновников. Я сформулировала направления дальнейшего совершенствования сферы ДПО в Петербурге для чиновников.
На защите, кстати, присутствовал сам директор Центра. Более того, я не просто проанализировала данные и сделала вывод о проблемах, я предложила решение.
Я еще изучала зарубежную практику выстраивание системы дополнительного профессионального образования, и сделала вывод о том, что именно стратегически не так, как нужно по-другому выстраивать эту систему.
Моя работа, мой взгляд носила сугубо прикладной характер. Есть конкретный, скажем так, бенефициар моей исследовательской работы, и вот как раз он и присутствовал на моей защите.
– Какие впечатления после завершения обучения?
– Вышка ставит очень высокую планку студентам. Это такая мощная школа за плечами, она тебе дает прочную основу для будущего в профессиональной жизни. Это того стоит.
Я благодарна Вышке за все годы учебы, за преподавателей, они профессионалы своего дела. Я была уверена в том, что сделала когда-то верный выбор.