• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование культурного облика Тихвина и Пикалево

В нашем кампусе стартовал новый проект для студентов, связанный с развитием малых территорий. В январе 2023 года студенты НИУ ВШЭ Санкт-Петербург совместно с представителями АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино» провели фокус группу в Тихвине и Пикалёво с целью изучения культурного и творческого потенциала малых городов Ленинградской области. Также студенты посетили музеи, расположенные на Тихвинской земле, и узнали о специфике их работы.

В январе стартовал исследовательский проект НИУ ВШЭ, связанный с развитием малых территорий и выявлении роли социокультурных проектов и местных сообществ в этих программах. Партнерами проекта является АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино» – ресурсный центр для НКО в Ленобласти, организация, которая давно и профессионально ведет многочисленные проекты по территориальному развитию. Первые выезды  в рамках проекта состоялись в Тихвин и Пикалево. Команда проекта, Ольга Грачева, Ирина Вишневская (АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино») вместе со студентами ВШЭ – Яной Морозовой, Екатериной Бочкаревой (БП «Международный бизнес и менеджмент») и Дарьей Лукониной и Ладой Петровой (МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»), поехали в двухдневное путешествие в малые города Ленинградской области. Участники провели исследование в формате фокус группы и узнали у представителей Бокситогорского и Тихвинского районов, чем живет молодежь, какие мероприятия проводятся для местных жителей и какие места чаще всего показывают приезжим. Местные жители поделились мнениями о том, чем примечателен их район и что можно использовать в качестве развития культурно-туристического облика города. Данное исследование АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино» проводила в рамках проекта, который реализует  ГБУК ЛО «Музейное агентство» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина «Города и музеи Тихвинского края: от новых смыслов к новым форматам».

Методическую основу исследовательского проекта составили технологии проведения фокус-групп, экспертные интервью с лидерами мнений, а также подходы по работе с локальными символами, которые  успешно были реализованы в серии проектов при развитии креативного кластера в Коломне (Дмитрий Ойнас «Экономика наследия»). На фокус группу пришли очень интересные собеседники, жители Тихвина и Пикалево. Обсуждали символы, известные и любимые ими места, интересные истории, связанные с городами; поговорили о том, кто может быть «героем» места (уникальный объект/персона, способный сформировать айдентику и бренд города). Например, в результате обсуждения культурно-исторического наследия Тихвина были выдвинуты три потенциальных «героя» города: черемуха, уникальное место - Фишева гора и звучание города. Ключевым ресурсом Пикалево стали его водные объекты. Далее работа с этими данными будет продолжаться более широко – в создании проектов, новых идеях для развития предпринимательской активности, новых услугах и продуктах территории, брендинге места.


Арт-институции Тихвинского района

Помимо организации и проведения мероприятий для местных жителей, участники проекта посетили несколько музеев и познакомились с  форматом их работы и взаимодействия с аудиторией. 

Краеведческий музей города Пикалево радушно встретил студентов детскими голосами и вспышкой съемочной камеры. Работники музея вместе с детской видеостудией «Музейкино» проводили съемки очередного образовательного выпуска в рамках проекта, реализуемого при поддержке Фонда Тимченко в рамках регионального конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл Ленинградской области». По мнению студентов, такая деятельность не только мотивирует молодежь принимать активное участие в жизни Краеведческого музея, но и раскрывает творческий потенциал юных актеров. 

В городе Тихвин исследовательская группа посетила Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь на берегу реки Тихвинки, чтобы поближе познакомиться с архитектурно-историческим памятником города, который на протяжении долгого времени остается главной достопримечательностью города и притягивает много любителей путешествовать. 

Также студентам удалось побывать на территории музея «Астрача, 1941», посвященному Второй мировой войне. Музей рассказывает истории двух людей, с российской и немецкой стороны, на чью долю в юношеские годы пришлись нелегкие испытания военного времени. Участники проекта смогли оценить подход к оформлению экспозиции, узнали о том, как работники встречают посетителей и с какими трудностями сталкивается музей. 

Марина Матецкая, доцент департамента менеджмента, руководитель проекта.
Считаю такой проект очень важным опытом для студентов и преподавателей университета. Развитие территорий связано с новыми технологиями вовлечения местного сообщества, многоуровневыми коммуникациями между государственными структурами, бизнесом и населением; нетривиальными решениями в менеджменте культурных институций. Считаем сотрудничество с АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино» и знакомство с опытом работы организаций Ленобласти очень ценной возможностью. Непосредственное участие в проектах Культурной мозаики Ленобласти  дает важные практические навыки и возможность развивать исследования по различным аспектам, связанным с территориальным брендингом и развитием. Благодарим за сотрудничество наших партнеров и готовим новые мероприятия в других городах области.

Итак, студенты получили возможность не только узнать о том, как развиваются малые города Ленинградской области, но и оценить влияние музеев на современное общество, подстраиваясь под интересы молодого поколения и в то же время сохраняя памятники истории и культуры.

Луконина Дарья, студентка 1-ого курса МИВ
Поездка в малые города позволяет отойти от шаблонного портрета потребителя, проживающего в крупном городе. Опыт общения с людьми из Тихвина и Пикалево позволил открыть невероятные ресурсы, с которыми может работать менеджер. Однако потенциал исследуемых городов заключается еще и в самих жителях, которые гордятся своей родиной и прилагают усилия к реализации локальных проектов. Think globally, act locally!