"Сделаю что угодно, но буду работать в этом театре": интервью с Дарьей Кузьмичёвой о том, как любовь к театру превратилась в профессию
В 2023 году Дарья Кузьмичёва стала выпускницей программы "Менеджмент в индустрии впечатлений". Сейчас она работает аналитиком в отделе маркетинга и продаж Александринского театра. Мы поговорили с Дарьей и узнали о ее увлекательном пути, работе на стыке искусства и математики и попросили дать пару советов нашим студентам и тем, кто только собирается ими стать.
Привет! Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Где ты училась в бакалавриате? Как и когда родилась твоя любовь к театру?
Привет! Я интересовалась искусством и культурой ещё со школы, но больше музыкой. Во время учёбы на "Социологии и социальной информатике" в Питерской Вышке я уже стала ближе к театру – познакомилась с Театром музыкальной комедии, по пять и больше раз ходила на одни и те же мюзиклы. На третьем курсе узнала, что у нас в Вышке есть театральная студия "Свой вариант", прошла туда набор и четыре года посвятила изучению актёрского мастерства. Между тем, драматические постановки, что я видела, меня не сильно впечатляли. Но однажды на занятии мы посмотрели спектакль Ромео Кастеллуччи "Инферно", и я поняла, что это – именно то, что я хотела бы увидеть в театре: технологичные декорации, wow-эффекты, неожиданные режиссёрские ходы, абсолютно неклассическое повествование и ощущение "очень интересно, но ничего не понятно", которое трансформируется в "да это же гениально!". Но я не знала, где подобное можно увидеть в Петербурге.
Почему ты захотела работать именно в Александринке?
Пока готовилась к финальным постановкам в своей театральной студии и писала магистерскую, пришло время выбирать место для практики. Среди предложений был и Александринский театр. Я с ним была совсем не знакома, только любовалась им, гуляя по Невскому. Всегда думала, что этот театр закрыт для широкого круга и что постановки в нём исключительно классические и консервативные. Но я решила попробовать: хотелось развивать свою насмотренность и наконец побывать внутри. Наша руководительница практики, Светлана Юртайкина, сразу предложила нам сходить на спектакль, и я без раздумий согласилась. Это был предпоказ "Отелло" Николая Рощина. Ожиданий от спектакля у меня почти не было. И тем более я была поражена тем, что увидела: огромные свисающие с потолка мясные туши, трансформирующаяся стена, чёрный юмор, монолог Яго в стиле спортивного комментатора – и всё это в ало-золотых интерьерах императорского театра. И было то самое "очень интересно, но ничего не понятно", которое в какой-то момент стало "да это же гениально!". Тогда я поняла, что сделаю что угодно, но буду работать в этом театре. Это была любовь с первого взгляда, и чем дольше я здесь работаю и чем больше узнаю про театр, тем сильнее становится эта любовь.
Расскажи, пожалуйста, кратко о своей работе, что входит в круг твоих обязанностей?
На мне два больших блока задач – маркетинговая аналитика и аналитика продаж. Я занимаюсь исследованием аудитории театра, слежу за заполняемостью залов и сборами на разные постановки, делаю плановые отчёты. Одна из моих любимых задач – отрисовка расценок на постановки. Я гуляю по сценам, чтобы понять, на каких местах какая видимость, а потом оцениваю места в нашей программе. Для каждой постановки нужны разные расценки в зависимости от сценического решения, популярности спектаклей, времени показа – похоже на математическую задачу, и мне интересно каждый раз искать наилучшее решение.
Какие знания и умения, полученные во время обучения на магистерской программе, помогают тебе в работе?
Наша магистерская программа познакомила меня с современным искусством и показала мне, что оно может быть понятным и увлекательным. В Александринке происходит множество событий, посвящённых разным направлениям современного искусства – танцы, концерты, спектакли, – так что работать здесь, не принимая такое искусство и не пытаясь его понять, было бы довольно сложно.
Твоя работа с одной стороны очень точная, аналитическая, с другой - связана с творческой средой. Одно другому не мешает?
Вовсе нет. Я как раз искала работу на стыке искусства и бизнеса и, думаю, как раз поймала этот баланс. Утром я сижу за Экселем и стараюсь сделать так, чтобы все цифры сошлись, а вечером хожу на спектакли или читаю материалы по истории театра и нашим режиссёрам.
Какой совет ты бы дала тем, кто только собирается поступать на нашу магистерскую программу, и тем, кто уже учится? На что стоит обратить внимание?
Определите, зачем вам нужна магистратура и, в частности, наша программа. У вас будет всего 2 года обучения, причём полгода — это чисто написание диплома, времени у вас будет совсем немного. Когда у вас будет конкретная цель, будет проще обращать внимание на то, что действительно важно. Хотите найти связи – не стесняйтесь знакомиться с нужными вам людьми. Хотите поехать на двойной диплом – посмотрите заранее, что для этого нужно, и усиленно работайте на 1 курсе. Хотите найти себя и понять, что вам интересно – пробуйте разные проекты, не забывайте про внеучебку. В общем, дерзайте!
Какой спектакль в Александринке ты бы посоветовала посмотреть выпускникам и абитуриентам нашей программы?
На Основной сцене – "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал". На Новой – "Тварь". Вообще, у нас очень разные спектакли, так что рекомендую посмотреть разных режиссёров, чтобы понять, что вам больше подходит.