• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.04.05 Бизнес-информатика

Утверждение программы
29.11.2023
Дата обновления паспорта
29.11.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2025/2026 учебный год

Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2024/2025 учебный год

Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1  Выявляет проблемы компании в процессе комплексного бизнес-анализа с использованием различных методологий;

КОР-2  Определяет пути совершенствования бизнес- и ИТ-архитектуры компании с учетом выявленных проблем и/или тенденций развития технологий с применением формальных методов принятия решений;

КОР-3  Оценивает уровень сложности, затратности и рисков внедрения инновационных технологий, управляет портфелем проектов в компании;

КОР-4  Обосновывает выбор технологий организации и хранения данных, проектирует архитектуру данных и систему управления данными

КОР-5  Проводит инжиниринг бизнес-процессов для повышения операционной эффективности компаний

Характеристика профессиональной деятельности:

В результате освоения образовательной программы у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные (УК, определены в образовательном стандарте), общепрофессиональные (ОПК, определены в паспорте направления подготовки образовательного стандарта) и профессиональные (ПК) компетенции.

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения программы у выпускника формируются профессиональные компетенции по следующим видам деятельности:

  • организационно-управленческая,
  • проектная,
  • консалтинговая,
  • аналитическая
                                                         Профессиональные компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

организационно-управленческая деятельность
ПК-1  способен решать задачи бизнес-инжиниринга, включая разработку рекомендаций по совершенствованию бизнес-моделей, бизнес- и ИТ-архитектуры, выбор модели управления, основываясь на результатах комплексного анализа компании и знаниях лучших доступных практик;

ПК-2  способен управлять цифровой трансформацией компаний, использовать современные стандарты и методики для планирования и организации деятельности, разработки регламентов функционирования компании; способен осуществлять подготовку и ведение документации на разработку и модификацию информационных систем с учетом их жизненного цикла;

проектная деятельность
ПК-3  способен проектировать и создавать аналитические компоненты ИТ-архитектуры с использованием статистических и математических методов анализа данных, методов имитационного моделирования и искусственного интеллекта;

ПК-4 проектирует системы управления данными на основе существующих стандартов, способен осуществлять внедрение таких систем с учетом особенностей текущего состояния и перспектив развития бизнеса и ИТ-ландшафта компании;

ПК-5  проектирует базы знаний как компоненты архитектуры высокотехнологичных компаний, в том числе с использованием технологий инскусственного интеллекта;

консалтинговая деятельность
ПК-6  способен определять последовательность и содержание основных этапов управленческого консультирования, обоснованно выбирать инструменты и использовать их при решении консалтинговых задач;

ПК-7  идентифицирует правовые риски, возникающие в процессе цифровой трансформации компаний; знает и умеет использовать различные методы защиты интеллектуальной собственности на цифровые продукты;

ПК-11  способен воспроизводить нормы и формальности официального и делового общения, составлять корректные деловые тексты при решении задач управленчеcкого консалтинга;

аналитическая деятельность
ПК-8  способен применять инструментарий оценки нематериальных активов и принимать обоснованные. решения по управлению портфелем нематериальных активов компаний, в том числе в процессе цифровой трансформации;

ПК-9  идентифицирует точки роста компании за счет внедрения инноваций различных типов, разрабатывает стратегию формирования устойчивой конкурентоспособности бизнеса на основе инноваций, владеет инструментами стратегического анализа и планирования инновационной деятельности;

ПК-10  способен на основе финансовых данных оценивать финансовое состояние предприятия, принимать управленческие решения финансового характера, оценивать влияние бизнес-процессов на финансовый результат компании.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности следующих типов.

Характеристика образовательных модулей:

Структура программы определена образовательным стандартом, целями и задачами образовательной программы и включает пять образовательных модулей: Профессиональный модуль (Major), Ключевые семинары, Практический модуль (Практика), Модуль дисциплин из общеуниверситетского пула (МагоЛего), Государственная итоговая аттестация.

Профессиональный модуль включает обязательную и вариативную профессиональную части. В рамках обязательной части учебного плана студенты изучают следующие дисциплины: Совершенствование архитектуры предприятия, Разработка ИТ-стратегии, Система управления проектной деятельностью в компании, Система процессного управления в компании, Управление корпоративными данными, Методы и инструменты управленческого консалтинга, Деловая риторика и этика коммуникаций в консалтинге, Технологии искусственного интеллекта и продвинутой аналитики, Финансовые механизмы управления бизнес-процессами, Технологии организации и хранения данных. Специфика деятельности высокотехнологичных компаний отражена в дисциплинах Операционный менеджмент и управление эффективностью высокотехнологичных компаний, Практики цифровой трансформации компаний. Всего на дисциплины базовой профессиональной части отведено 63 зачетные единицы. На 2 курсе обучающимся предлагаются 2 (из 4-х) дисциплины по выбору, связанные с углубленным изучением отдельных тем в рамках направления бизнес-информатика.

Модуль “Ключевые семинары” составляет основу для проектирования, осмысления и корректировки направлений персональной образовательной траектории каждого студента образовательной программы. “Семинар наставника” предназначен для совместной деятельности академического руководителя и студента по фиксации и корректировке индивидуальных образовательных результатов (ИОР), консультирования по продвижению по ИУП и достижении ИОР, корректировке ИУП в случае необходимости. Научно-исследовательский семинар "Цифровые технологии для трансформации компаний" проводится на втором курсе и имеет целью знакомство обучающихся с актуальными состоянием и перспективами развития цифровых технологий.

Модуль дисциплин из общеуниверситетского пула позволяет обучающимся расширить профессиональный кругозор в интересующей предметной области.

Практический модуль и ГИА. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки магистров является блок проектной работы, практики и итоговой аттестации. В части элементов практической подготовки студентам предлагается выполнение проектов на базе компаний – партнеров программы. На первом курсе обучающиеся выполняют проект, направленный на совершенствование бизнес-архитектуры выбранной компании. На втором курсе – проект анализа ИТ-архитектуры и разработки проекта системы управления корпоративными данными. Компетенции, приобретаемые в процессе изучения дисциплин образовательной программы и закрепляемые при выполнении проектов в дальнейшем используются при подготовке ВКР. Материал для ВКР уточняется и дополняется в процессе прохождения производственной практики.

Конкурентные преимущества программы

Обучающиеся по данной программе приобретут фундаментальные и прикладные знания в области анализа и проектирования бизнес- и ИТ- архитектуры, стратегического анализа и реинжиниринга бизнес-процессов компаний, управления развитием высотехнологичных компаний, проектирования архитектур данных и управления внедрением систем управления данными, оценки финансовых и юридических аспектов проектов цифровой трансформации компаний, т.е. набор компетенций, необходимых для успешной работы в сфере управленческого консалтинга, а также на позициях руководителей по цифровой трансформации, цифровым технологиям, по развитию, руководителей проектных и процессных офисов, системных архитекторов и др.

Практическая работа составляет существенную часть программы.  Выполнение проектов “Совершенствование бизнес-архитектуры компании” и “Разработка ИТ-архитектуры компании и системы управления корпоративными данными” на базе компаний-партнеров программы позволяет на практике закрепить материал всех изучаемых на программе дисциплин. Работа в рамках научно-исследовательского семинара “Цифровые технологии для трансформации компаний” формирует у обучающихся навыки анализа технологических трендов и поиска способов применения новых технологий для решения задач бизнеса.

Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: бизнес-архитекторы, системные архитекторы, специалисты по управлению данными, CIO, CDO, CDTO.

Receipt
Перечень профессиональных стандартов

Область профессиональной деятельности

(Реестр профессиональных стандартов)

Типы задач профессиональной деятельности

Коды профессиональных компетенций

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

- аналитические

-организационно-управленческие

- проектные

- консалтинговые

 

 

06.014 Управление

информационными технологиями (далее - ИТ) в экономике и государственном управлении

ПК-1, ПК-2, ПК-9

06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ)

ПК-1, ПК-6, ПК-11

06.022 Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий

ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5

06.031 Автоматизация

информационно-аналитической деятельности (далее – АИАД)

ПК-3, ПК-4, ПК-5

07        Административно-управленческая и офисная деятельность

 

07.007. Деятельность по анализу, регламентированию, проектированию, оптимизации, автоматизации, внедрению и контролю процессов и административных регламентов организаций

ПК-3, ПК-5, ПК-6

07.013. Управление и использование цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации

ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7

08   Финансы и экономика

08.037. Деятельность по выявлению бизнес-проблем,

 выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации.

ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний»

Перейти к содержанию программы