Паспорт образовательной программы
38.04.05 Бизнес-информатика
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2024/2025 учебный год
Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний
Обучающиеся по данной программе приобретут фундаментальные и прикладные знания в области анализа и проектирования бизнес- и ИТ- архитектуры, стратегического анализа и реинжиниринга бизнес-процессов компаний, управления развитием высотехнологичных компаний, проектирования архитектур данных и управления внедрением систем управления данными, оценки финансовых и юридических аспектов проектов цифровой трансформации компаний, т.е. набор компетенций, необходимых для успешной работы в сфере управленческого консалтинга, а также на позициях руководителей по цифровой трансформации, цифровым технологиям, по развитию, руководителей проектных и процессных офисов, системных архитекторов и др.
Практическая работа составляет существенную часть программы. Выполнение проектов “Совершенствование бизнес-архитектуры компании” и “Разработка ИТ-архитектуры компании и системы управления корпоративными данными” на базе компаний-партнеров программы позволяет на практике закрепить материал всех изучаемых на программе дисциплин. Работа в рамках научно-исследовательского семинара “Цифровые технологии для трансформации компаний” формирует у обучающихся навыки анализа технологических трендов и поиска способов применения новых технологий для решения задач бизнеса.
Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: бизнес-архитекторы, системные архитекторы, специалисты по управлению данными, CIO, CDO, CDTO.
В результате освоения образовательной программы у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные (УК, определены в образовательном стандарте), общепрофессиональные (ОПК, определены в паспорте направления подготовки образовательного стандарта) и профессиональные (ПК) компетенции.
Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В результате освоения программы у выпускника формируются профессиональные компетенции по следующим видам деятельности:
- организационно-управленческая,
- проектная,
- консалтинговая,
- аналитическая.
Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) | |
Код компетенции | Формулировка компетенции |
организационно-управленческая деятельность | |
ПК-1 | способен решать задачи бизнес-инжиниринга, включая разработку рекомендаций по совершенствованию бизнес-моделей, бизнес- и ИТ-архитектуры, выбор модели управления, основываясь на результатах комплексного анализа компании и знаниях лучших доступных практик |
ПК-2 | способен управлять цифровой трансформацией компаний, использовать современные стандарты и методики для планирования и организации деятельности, разработки регламентов функционирования компании; способен осуществлять подготовку и ведение документации на разработку и модификацию информационных систем с учетом их жизненного цикла |
проектная деятельность | |
ПК-3 | способен проектировать и создавать аналитические компоненты ИТ-архитектуры с использованием статистических и математических методов анализа данных, методов имитационного моделирования и искусственного интеллекта |
ПК-4 | способен проектировать системы управления данными на основе существующих стандартов, осуществлять внедрение таких систем с учетом особенностей текущего состояния и перспектив развития бизнеса и ИТ-ландшафта компании |
ПК-5 | способен проектировать базы знаний как компоненты архитектуры высокотехнологичных компаний, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта |
консалтинговая деятельность | |
ПК-6 | способен определять последовательность и содержание основных этапов управленческого консультирования, обоснованно выбирать инструменты и использовать их при решении консалтинговых задач |
ПК-7 | идентифицирует правовые риски, возникающие в процессе цифровой трансформации компаний; знает и умеет использовать различные методы защиты интеллектуальной собственности на цифровые продукты по организации процессов управления данными в компании |
ПК-11 | способен воспроизводить нормы и формальности официального и делового общения, составлять корректные деловые тексты при решении задач управленческого консалтинга |
аналитическая деятельность | |
ПК-8 | способен применять инструментарий оценки нематериальных активов и принимать обоснованные решения по управлению портфелем нематериальных активов компаний, в том числе в процессе цифровой трансформации |
ПК-9 | идентифицирует точки роста компании за счет внедрения инноваций различных типов, разрабатывает стратегию формирования устойчивой конкурентоспособности бизнеса на основе инноваций, владеет инструментами стратегического анализа и планирования инновационной деятельности |
ПК-10 | способен на основе финансовых данных оценивать финансовое состояние предприятия, принимать управленческие решения финансового характера, оценивать влияние бизнес-процессов на финансовый результат компании |
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности следующих типов
Структура программы определена образовательным стандартом, целями и задачами образовательной программы и включает пять образовательных модулей: Профессиональный модуль (Major), Ключевые семинары, Практический модуль (Практика), Модуль дисциплин из общеуниверситетского пула (МагоЛего), Государственная итоговая аттестация.
Профессиональный модуль включает обязательную и вариативную профессиональную части. В рамках обязательной части учебного плана студенты изучают следующие дисциплины: Совершенствование архитектуры предприятия, Разработка ИТ-стратегии, Наука о данных для бизнеса, Система управления проектной деятельностью в компании, Система процессного управления в компании, Управление корпоративными данными, Методы и инструменты управленческого консалтинга, Деловая риторика и этика коммуникаций в консалтинге, Технологии искусственного интеллекта и базы знаний, Финансовые механизмы управления бизнес-процессами, Технологии организации и хранения данных. Специфика деятельности высокотехнологичных компаний отражена в дисциплинах Операционный менеджмент и управление эффективностью высокотехнологичных компаний, Защита интеллектуальной собственности на цифровые продукты, Практики цифровой трансформации компаний. Всего на дисциплины базовой профессиональной части отведено 63 зачетные единицы. На 2 курсе обучающимся предлагаются 2 (из 4-х) дисциплины по выбору, связанные с углубленным изучением отдельных тем в рамках направления бизнес-информатика.
Модуль “Ключевые семинары” составляет основу для проектирования, осмысления и корректировки направлений персональной образовательной траектории каждого студента образовательной программы. “Семинар наставника” предназначен для совместной деятельности академического руководителя и студента по фиксации и корректировке индивидуальных образовательных результатов (ИОР), консультирования по продвижению по ИУП и достижении ИОР, корректировке ИУП в случае необходимости. Научно-исследовательский семинар "Цифровые технологии для трансформации компаний" проводится на втором курсе и имеет целью знакомство обучающихся с актуальными состоянием и перспективами развития цифровых технологий.
Модуль дисциплин из общеуниверситетского пула позволяет обучающимся расширить профессиональный кругозор в интересующей предметной области.
Практический модуль и ГИА. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки магистров является блок проектной работы, практики и итоговой аттестации. В части элементов практической подготовки студентам предлагается выполнение проектов на базе компаний – партнеров программы. На первом курсе обучающиеся выполняют проект, направленный на совершенствование бизнес-архитектуры выбранной компании. На втором курсе – проект анализа ИТ-архитектуры и разработки проекта системы управления корпоративными данными. Компетенции, приобретаемые в процессе изучения дисциплин образовательной программы и закрепляемые при выполнении проектов в дальнейшем используются при подготовке ВКР. Материал для ВКР уточняется и дополняется в процессе прохождения производственной практики.
Область профессиональной деятельности (Реестр профессиональных стандартов) |
Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии |
- аналитические -организационно-управленческие - проектные - консалтинговые
|
|
06.014 Управление информационными технологиями (далее - ИТ) в экономике и государственном управлении |
ПК-1, ПК-2, ПК-9 | |
06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ) |
ПК-1, ПК-6, ПК-11 | |
06.022 Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий |
ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5 | |
06.031 Автоматизация информационно-аналитической деятельности (далее – АИАД) |
ПК-3, ПК-4, ПК-5 | |
07 Административно-управленческая и офисная деятельность |
| |
07.007. Деятельность по анализу, регламентированию, проектированию, оптимизации, автоматизации, внедрению и контролю процессов и административных регламентов организаций |
ПК-3, ПК-5, ПК-6 | |
07.013. Управление и использование цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации |
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7 | |
08 Финансы и экономика 08.037. Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации. |
ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Бизнес- и ИТ-архитектура высокотехнологичных компаний»