• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тема "прогрессорства" в романах Стругацких из цикла "Мир Полудня"

Иллюстрация к роману "Обитаемый остров" (М.: Детская литература, 1971)

Иллюстрация к роману "Обитаемый остров" (М.: Детская литература, 1971)
Макаров Юрий (Георгий) Георгиевич / rusf.ru

Тема прогрессорства является ключевой для всего творчества братьев Стругацких. Сам термин «прогрессор» был изобретён авторами для обозначения «представителей высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития». Позднее идею «прогрессорства» развил Сергей Лукьяненко в дилогии «Звёзды — холодные игрушки», введя обратный термин «регрессор», для обозначения тех представителей разных цивилизаций, которые старались снизить уровень развития некого общества.

С первой книги цикла авторы показывают институт прогрессорства, который постепенно становится одной из важнейших структур на Земле XXII века, как неоднозначное явление с моральной точки зрения. Хотя в книге «Полдень, XXII век» контакты со внеземными цивилизациями ещё только ожидаются, ведущие умы планеты (Леонид Горбовский, в частности) заранее предполагают, что человечеству придётся столкнуться с небывалым до того опытом и проблемами. Стругацкие изображают землян будущего безнадёжными оптимистами, движимыми идеей нести прогресс всюду во Вселенной. Справедливо будет сказать, что многие герои романов братьев Стругацких буквально ослеплены могуществом, которое предоставляют им развитые технологии. Они готовы не только делиться этими технологиями с менее развитыми цивилизациями, но и навязывать им свое мировоззрение, свои ценности и свой образ жизни (с благими намерениями, разумеется).

Когда контакты с представителями инопланетных разумных цивилизаций стали регулярными, возникла необходимость создания профессиональной категории людей, которые проводили бы операции (иногда многолетние) по улучшению условий жизни «братьев по разуму». С этой целью был создан институт экспериментальной истории. Точная дата создания этого подразделения в цикле не упоминается. Однако хронологически первая миссия прогрессоров началась примерно в 2130-ом году в Арканарском королевстве, расположенном на неназванной планете. Цивилизация этой планеты на момент вмешательства землян находилась на стадии феодализма. Большая часть людей в этом Мире жили в чудовищных, с точки зрения героев книги, условиях. Узкий круг высокопоставленных чиновников и их лидер в лице «серого кардинала» дона Рэбы держали власть в своих руках и установили жестокий режим, в котором людей казнили за то, что они умели читать.

Сразу же после открытия, эта планета стала объектом наблюдения со стороны Института Экспериментальной Истории. Первые земляне, прибывшие на планету, не имели никаких прав вмешиваться в то, что происходит в Арканаре, и должны были оставаться незаметными наблюдателями. Позднее Институт стал внедрять прогрессоров в круг аристократов, чтобы постепенно подготовить почву для свержения действующей власти. Именно в этом состояла роль землянина Антона, который действовал в Арканаре под именем дона Руматы Эсторского. Пользуясь своим положением и неограниченными запасами золота, Румата спасал отдельных учёных и писателей, которые в будущем могли бы помочь интеллектуальному Возрождению в государстве. На протяжении всей книги Румата постоянно мучается мыслью о том, как ничтожно малы успехи его деятельности по сравнению с общей ситуацией в стране. Ему противно его окружение: вечно пьяные выродившиеся аристократы, невежество, придворные интриги, массовые убийства, тупость и страх простых людей перед властью. Таким образом, Антон-Румата испытывает двойственные чувства по отношению к арканарцам: с одной стороны, ему их жаль, а с другой — они ему почти ненавистны. Ему приходится постоянно напоминать себе, что он прибыл на эту планету только ради их блага:

«Стисни зубы и помни, что ты замаскированный бог, что они не ведают, что творят, и почти никто из них не виноват, и потому ты должен быть терпеливым и терпимым…»

Сравнение землян с богами много раз встречается на протяжении всего повествования. Чтобы подчеркнуть значимость этой аналогии, авторы даже включают её в название романа. Статус бога в данном случае не предполагает божественности как таковой. Английским писатель-фантаст и футуролог Артур Кларк в 1973 году сформулировал тезис, который в наши дни известен как «третий закон Кларка». Он гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Перефразируя слова Кларка, можно сказать, что любая достаточно развитая технология неотличима и от божественной силы. При этом братья Стругацкие, вероятно, имеют в виду не христианского Бога, а языческих богов, которые в мифах и легендах активно вмешивались в дела людей, помогали и вредили им.

На фоне неразвитой арканарской цивилизации земляне — боги. Им ничего не стоит в один момент покончить со всеми проблемами аборигенов с помощью силы. Однако подобное грубое вмешательство не способно привести к коренным изменениям в обществе. Цель землян все-таки не в том, чтобы просто заставить другие цивилизации жить так, как они считают нужным, а в том, чтобы показать им путь, которых может привести их к благополучию. При этом земляне сталкиваются с серьезной этической проблемой:

«…стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?»

В романе «Трудно быть богом» подчёркивается, что земляне превосходят арканарцев не только в техническом, но и в моральном отношении. Из-за этого Антон смотрит на окружающих его людей, мягко говоря, свысока:

«…все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека»

При этом сам Антон-Румата замечает, что вся его «божественность» в виде культуры и воспитания подвергается испытанию в условиях, когда ему необходимо притворяться таким же, как остальные арканарцы:

«Он… вдруг поймал себя на мысли о том, что оскорбительные словечки и небрежные жесты получаются у него рефлекторно, что он уже не играет высокородного хама, а в значительной степени стал им. Он представил себя таким на Земле, и ему стало мерзко и стыдно. Почему? Что со мной произошло? Куда исчезло воспитанное и взлелеянное с детства уважение и доверие к себе подобным, к человеку, к замечательному существу, называемому «человек»?»

Таким образом, авторы показывают нам, насколько хрупка цивилизация человечества, и как мало на самом деле отличаются земляне XXII века, считающие себя богами, от грубых и невежественных полулюдей, которыми они сами были всего несколько столетий назад. Арканарцы — это прошлое человечества, с которым земляне сталкиваются лицом к лицу.

Идея «исторической боли» как главной причины самой деятельности прогрессоров прослеживается на протяжении всех книг из цикла «Мира Полудня». В последней книге, «Волны гасят ветер», Леонид Горбовский напрямую говорит об этом:

«… во всей Вселенной только одно наше человечество занимается прогрессорством, потому что у нас история такая, потому что мы плачем о своём прошлом… Мы не можем его изменить и стремимся хотя бы помочь другим, раз уж не сумели в своё время помочь себе… Вот откуда всё наше прогрессорство!»

В целом тема прогрессорства имеет лишь косвенное отношение к теме нашего исследования, поскольку в романах из цикла «Мира Полудня» земляне выступают прогрессороми по большей части в отношении гуманоидных инопланетян. То есть в этих случаях присутствует контакт человеческого разума с себе подобным, хотя и инопланетным, разумом. Представители нечеловеческого разума (леонидяне, тагоряне и голованы) решительно отказались чему-либо учиться у землян, и этот факт можно считать ещё одним подтверждением теории о том, что прогрессортво интересует только людей.

Представители нечеловеческого разума в книгах братьев Стругацких очень настороженно относятся к прогрессу как идее, которой одержимы земляне. В одном из романов упоминается, что тагоряне, например, вместо того, чтобы придумывать новые технологии, занимаются тем, что пытаются предугадать и свести к минимуму любые негативные последствия от каких бы то ни было действий и явлений.

Таким образом, в отношении негуманоидных цивилизаций деятельность прогрессоров была крайне ограниченной и по большей части неуспешной. Как правило земляне встречали со стороны представителей таких цивилизаций вежливый отказ от сотрудничества, но в одной из книг цикла показан случай, когда человечеству был дан решительный отпор. Речь идёт о романе «Улитка на склоне», который братья Стругацкие признавали самым значительным своим произведением. Эта книга имеет необычную текстологическую судьбу. В 1990 году, через 22 года после публикации первого варианта произведения, Стругацкие публикуют роман «Беспокойство», который был написан раньше «Улитке на склоне» и является первоначальной версией книги. Кроме того, оба произведения (точнее, оба варианта одного произведения) значительно выделяются на фоне других книг братьев Стругацких. Манера повествования, а также элементы сюжета сближают его с «Замком» Кафки и с рассказом Криса Невилла «Лес Зила».

В «Улитке на склоне», в отличие от «Беспокойства», отсутствуют какие-либо указания на то, что это произведение вообще имеет отношение к полуденному циклу. Если все предыдущие книги цикла связаны между собой общими героями, сюжетными линиями или местом действия, то в данном случае перед читателем разворачивается наполовину абсурдное повествование без определенного начала и конца с героями, которые нигде прежде не упоминались, на неназванной планете. Только из романа «Беспокойство» стало ясно, что место действия книги — планета Пандора, известная читателям по другим произведениям цикла, а главные герои — это Атос-Сидоров и Леонид Горбовский, скрывающиеся под именами Кандид и Перец.

Пандора — это одна из самых загадочных планет, описанных в полуденном цикле. Большую часть планеты покрывает Лес, который чем-то похож на разумный Океан из романа «Солярис» Станислава Лема, но в отличие от Соляриса, Пандора обитаема. Ее населяет разумная цивилизация, состоящая исключительно из женщин-русалок. Однако Лес также обладает если не разумом, то волей, и эта воля направлена на то, чтобы бороться с людьми, которые прибыли на эту планету и пытаются переделать её.

Люди, прибывшие на Пандору, отгородились от Леса стеной и построили Управление, в котором поселились учёные. Их цель — изучение Леса. В Лесу тоже живут люди, которые, видимо, раньше были колонией землян, но уже забыли о том, кто они. Судя по всему, о существовании Управления они тоже не знают, разве что некоторые из них время от времени говорят о том, что где-то там, за Лесом есть Город. Только это смутное представление о том, что где-то там есть Город и другие люди, осталось в памяти этих людей. Всё остальное забрал Лес.

Некоторые поселения лесных людей постепенно перестают быть пригодными для жизни: Лес буквально забирает у них территорию, и люди называют это «одержанием». Таким образом, Лес способен влиять на разум землян, поселившихся на Пандоре, причём как тех, которые живут в самом Лесу, так и тех, кто живет в Управлении. Иными словами, люди прибыли на эту планету, чтобы переделать её «под себя», а вместо этого сама планета переделывает «под себя» их, постепенно меняя их сознание.

В цикле «Мира полудня» не только земляне путешествуют по Вселенной и инициируют контакты с инопланетным разумом, но и инопланетный разум проводит свои операции на Земле. При этом возникает парадокс: люди считают себя вправе вмешиваться в дела жителей других планет, но сами делают всё возможное, чтобы никто не вмешался в их дела. Именно такой случай описывается в романе «Жук в муравейнике».

Когда в космосе был обнаружен саркофаг и замороженными человеческими эмбрионами (предположительно, его создали Странники), человечество было поставлено перед выбором, разморозить эти эмбрионы и позволить родиться детям, которых непонятно кто «подкинул» или из предосторожности уничтожить саркофаг с его содержимым. Кстати, тагоряне, для которых осторожность всегда была на первом месте, тоже получили такой «подарок». Свой саркофаг тагоряне уничтожили, а, когда земляне решили всё-таки разморозить эмбрионы, прекратили с человечеством все контакты. Налицо два противоположных мировоззрения: земляне решили пойти на риск из научного интереса, тогда как для тагорян это неприемлемо.

Родилось двенадцать детей, одним из которых был Лев Абалкин, которого мы уже упоминали в предыдущей главе. С самого начала к этим детям относились как к бомбам замедленного действия. Сама идея того, что эти дети «другие», что они могут оказаться не людьми, а представителями нечеловеческого разума, замаскированными под людей, привела к тому, что Рудольф Сикорски, который курировал весь этот проект, убил Льва Абалкина. При этом не было ровно никаких доказательств, будто «подкидыши» (так были названы дети из саркофага) могут чем-либо угрожать землянами. Впрочем, эта тема не была до конца раскрыта в цикле «Мира Полудня», как и многие другие.

Идея того, что человеческий разум может стать нечеловеческим появляется во многих романах полуденного цикла и оценивается Стругацкими как сугубо негативное явление. Мы уже упоминали Малыша, которого вырастили представители нечеловеческого инопланетного разума, и землян на Пандоре, которых Лес лишает памяти. В этот список можно добавить «подкидышей»; далее мы ещё будем подробнее говорить о человеке-киборге, который срастил свой разум с искусственным интеллектом – в романе «Волны гасят ветер» рассказывается, как часть землян перешла на новую ступень эволюции разумной жизни. За каждой из этих историй стоит трагедия, причины которой так или иначе кроятся в том, что одно существо не может без ущерба для себя одновременно принадлежать двум Мирам, совмещать в себе признаки двух разумных видов.

Елизавета Борискова

Источники

  1. Аркадий и Борис Стругацкие на сайте Русская Фантастика;
  2. Нейтак А. Регрессорство: фантастика и реальность / А. Нейтак. — Электрон. ст. — [Россия] 2007.
  3. Шавшин М., XXII век, опыт историографии (по материалам хроник А. и Б. Стругацких) / М. Шавшин. // Литературно-художественный сборник фантастики «Измерение Ф». — 1990. — №3.

Дальше

Другие темы курса