• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ты то, к чему ты привык

Ты то, к чему ты привык

"В жизни привычки важнее, чем правила, ибо привычка – живое правило, ставшее инстинктом и плотью"

– Анри Амьель

Человек - это не просто набор врожденных качеств и хромосом. В этом курсе мы рассмотрим, как привычный образ жизни формирует нашу внешность, настроение, взаимоотношения с людьми и даже характер.

В психологии термин «привычка» означает действие, возникшее постепенно в результате регулярного повторения, и теперь реализуется само, без воли человека. Явление привычки можно охарактеризовать как устоявшийся шаблон поведения.

Подсознательный уровень психической деятельности

Рассмотрим одно из условий формирования привычки – автоматизированные стереотипы поведения индивида. В этом случае человек обретает «вторую натуру», что в итоге часто приводит к нереализованным планам, подавлению собственных желаний, неуверенности, беспокойству и необъяснимому страху.

Возможно, вас часто в детстве заставляли доедать, оставлять тарелку чистой, даже если вы уже вполне сыты. В дальнейшем такая установка с детства нередко перерастает в «заедание» стресса, что дарит индивиду видимость решения той или иной проблемы.

Кроме того, привычка в виде регулярных перееданий со временем блокирует чувство физического голода, из-за чего организм начинает ориентироваться лишь на психологическую потребность в очередном приеме пищи. В этом случае человек не может осознанно удовлетворить свое желание «поесть», что влияет на набор веса и появление «эмоциональных качелей». Как сказал А. Шопенгауэр: «Ты можешь делать, что хочешь, но не выбираешь, чего хотеть» [3].

В таких условиях человек утрачивает эмоциональную стабильность, чувство внутренней ответственности, становится неспособным качественно преодолевать жизненные трудности. Зигмунд Фрейд называл бессознательное «цензурой» сознания [4]. Внутренняя мотивация стремится избавить человека от конфликтных ситуаций с собственным сознанием. Таким образом мы постепенно погружаемся в зону комфорта.

Следовательно, в условиях первичной социализации мы часто обретаем не самые полезные и актуальные обычаи и нормы. К сожалению, часто именно семья прививает пагубную модель поведения, которая подкреплена лишь стереотипами. Приведу список шаблонов, которые часто прививают в семье:

Доедать всё до конца

Родители или опекуны часто критикуют или даже ругают детей, если те не съедают всё, что находится в их тарелке. Ребёнку приходится игнорировать чувство реального насыщения, он привыкает «переедать». Это впоследствии ведёт к утрате чувства меры, ощущения потребностей организма во многих сферах.

Привычка может спровоцировать развитие следующих расстройств: расстройство пищевого поведения (РПП), эмоциональное выгорание и синдром хронической усталости.

Демонстрация семейных ссор при детях

Частые ссоры родителей или опекунов в присутствии детей прививают норму такой модели общения в семье. В этом случае ещё более пагубным обычаем становится регулярная демонстрация незавершённых конфликтов. Так, «авторитеты» семьи наглядно проявляют неспособность идти на компромисс, не уделяют должного внимания рефлексии собственного поведения. Такую же бессознательность и реактивность с высокой вероятностью будут проявлять наблюдатели – их дети. О природе реактивного поведения человека в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» писал Стивен Кови [2].

Вовлечение детей в конфликты

Когда родитель убеждает ребёнка «встать на его сторону», посвящая в детали ссоры однобоко, он тем самым ищет единомышленников для самоутверждения или поощрения своего поведения. Так он ещё больше приучает ребенка избегать ответственности за поступки, намеренно отдаляясь от видения своих недостатков или неверных суждений.

Сплетни

Часто в кругу семьи родители или опекуны вместе с детьми бурно обсуждают чью-то личную жизнь (пример: ближайшие родственники), оценивают их внешность или поступки. Опасность в том, что ребёнку кажется это нормальным в рамках «семейных или родственных отношений». Но такое поведение перерастает в осуждение людей во взрослом возрасте. Утрачивается способность к эмпатии, навыку понимания, прощения и сострадания. Кроме того, человек становится зависимым от жизни других людей, теряет интерес к собственной.

Таким образом, мы зачастую путаем врожденный характер с привычкой, оправдывая, например, лишний вес «генетикой». Такие установки помогают человеку испытывать меньше стресса лишь в краткосрочной, а не долгосрочной перспективе.

Осмысленная привычка в качестве концептуализации

Рассмотрим условия формирования «осознанной» модели поведения. Такая потребность возникает ввиду рефлексии своего поведения, состояния или отношения к чему-либо.

Для формирования осознанных «полезных» привычек Джеймс Клир в книге «Атомные привычки» советует начать с пересмотра поведенческих норм, оценить верность и полезность регулярных/ежедневных практик [1]. Вначале автор советует вспомнить все привычки, которые мы реализовываем в течение дня. Во-первых, это повысит общую осознанность, а во-вторых, позволит к наименее полезным подобрать альтернативные. Тем самым можно получить список управляемых нами действий. Это позволит отследить корреляцию между потоком желаний и осознанными потребностями организма.

К следующему этапу Клир относит правило – «лучше меньше, чем ничего». Он рекомендует не ставить грандиозных целей. По своей природе человек склонен избегать стресса любыми способами. Привитие привычки – это препятствие, а следовательно, по закону наименьшего сопротивления, если прикладывать много усилий, высока вероятность сорваться.

Кроме того, автор утверждает, что для закрепления привычки испытание силой воли может быть не только бессмысленно, но и иметь пагубный характер. Значимые изменения не всегда радикальные изменения. Джеймс отмечает, что регулярные несложные действия, как правило, приводят к лучшему результату.

К важному критерию формирования полезной модели реагирования Джеймс Клир относит также регулярное затраченное время на повторение действий. Он утверждает, что любая новая привычка не должна занимать более двух минут. Такое правило позволяет человеку приобретать новые привычки. Известно, что люди с высокой самодисциплиной – те, кто меньше всего к ней прибегают, поскольку они организуют свою среду так, что хорошие привычки становятся неизбежными.

Полина Борискина

Список источников

  1. Клир Дж. Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих. – СПб: Питер, 2020, - 304 с.
  2. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – 380 с.
  3. Свобода воли и нравственность: [Перевод / Артур Шопенгауэр; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова, А. П. Скрипника]. - М. : Республика, 1992. – 447
  4. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

Дальше

Другие темы курса