• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Экономическая теория рекламы: эффекты и модели

Вартанов С. А.

М.: Издательство Московского университета, 2023.

Статья
Тенденции метамодернизма в живописи Адама Миллера

Подледнов Д. Д., Казанцева Е. Д.

Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2024. № 2. С. 55-71.

Глава в книге
Цифровая реальность: между утопией и антиутопией

Кудрявцева Е. И.

В кн.: Человекоориентированное управление: будущее цифрового общества. В двух частях. Ч. 1. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2023. С. 133-139.

Препринт
Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

«Мы готовим создателей завтрашнего медиапространства»

Магистерская программа «Медиапроизводство и медиааналитика» открылась в Питерской Вышке в 2020 году. На ней студентов учат управлять медиасистемами, анализировать аудиторию и создавать новые медиапроекты. Академический руководитель Андрей Шамрай объяснил, почему сфера медиа нуждается в аналитиках и медиаменеджерах, а также рассказал, какие изменения ждут программу в 2023 году.

«Мы готовим создателей завтрашнего медиапространства»

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Андрей Григорьевич, почему абитуриентам стоит выбирать магистерскую программу «Медиапроизводство и медиааналитика»?

— Мир вокруг меняется. Появляются новые способы распространения информации, искусственный интеллект, нейросети. И это новая сфера, еще переживающая становление. Поэтому наша задача — учить магистрантов смотреть вперед на несколько лет. Мы помогаем им стать специалистами, которые не только делают хорошо что-то одно, но и понимают, как устроена медиасфера вокруг. Основная цель этой магистерской программы — подготовить людей, которые  смогут создавать современные перспективные медиапроекты и анализировать  информационные потоки, которые с ними связаны.

— Нужно ли базовое журналистское образование, чтобы обучаться на программе?

— Образование может быть разное. На мой взгляд, преимущество двухступенчатой системы в том, что сначала можно закончить бакалавриат и получить основу знаний, а потом скорректировать свое дальнейшее развитие. Поэтому на программу  приходят студенты с разным опытом — есть экономисты, юристы. При этом если придет человек, который хочет создавать медиапроекты, но не умеет писать тексты или не разбирается в журналистских жанрах, его этому научат. У нас для этого есть специальный курс «Текст и аудитория». Есть и более сложные предметы  по основам математики, которые нужны для анализа данных. Но даже такие дисциплины рассчитаны на то, что их будет комфортно осваивать магистрантам с любым бакалаврским образованием.

— Какие образовательные траектории есть на программе и чем будут заниматься студенты на каждой из них?

— В программе есть два трека: «Медиапроизводство» и «Медиааналитика». Разница между ними — в акцентах: у одних студентов больше обязательных предметов, связанных с аналитикой, например «Визуализация данных», «Веб-аналитика в медиа», «Методология исследований» и прочие. У других больше производственных, например «Управление проектами», «Медиамаркетинг и медиаменеджмент», «Технология создания и применения подкастов». Но в ходе обучения можно корректировать свой образовательный путь и дополнять его дисциплинами с параллельного трека.

«Медиааналитика» будет полезна всем, кто хочет создавать СМИ, сервис или медиаинструмент. Чтобы новый продукт развивался, необходимо понимать целевую аудиторию — кто видит ваш продукт, какая на него реакция.

Студенты «Медиапроизводства» займутся видеоконтентом, подкастами и прочим. Но это не единственная сфера их деятельности. Мы научим выпускников мыслить технологиями — чтобы в дальнейшем ребята могли быть квалифицированными заказчиками этой продукции для своих проектов. Они должны понимать, на каком языке разговаривать с производителями. Мы все-таки учим медиаменеджеров.

— Чем программа отличается от классических журфаков?

— На классическом и более академичном журфаке люди должны развивать свою насмотренность — это тоже важный базис, чтобы делать что-то новое. Главное отличие нашей программы от обычных факультетов журналистики — ее ориентированность на практику. В будущем будем активнее привлекать представителей индустрии, чтобы наши студенты  чаще создавали проекты, экспериментировали и начинали выстраивать долгосрочные отношения с будущими работодателями.

— Как еще изменится программа в 2023 году?

— В программе у нас будут появляться предметы, связанные с искусственным интеллектом и нейросетями, дисциплины на стыке социологии и медиапроизводства. То есть, мы будем углублять аналитический сектор, подстраивать его под переменчивую технологическую реальность. И у нас будет больше предметов на английском языке, потому что мы представляем интерес не только для наших русскоговорящих магистрантов, но и для иностранных слушателей.

— Где выпускники программы смогут работать в будущем?

— Наши выпускники смогут себя найти в разнообразных секторах медиаиндустрии. Это  медиасистемы компаний,  государственные структуры, аналитические и маркетинговые предприятия, учреждения культуры, общественные и некоммерческие проекты, креативные агентства различных профилей, средства массовой информации и коммуникации, научные и образовательные учреждения.

Ну и конечно, у магистров, закончивших программу, будет возможность создать свой личный медиапроект на профессиональном уровне.

— Приходят ли к вам приглашенные эксперты?

— Да, мы периодически устраиваем встречи с представителями рынка. Недавно наши студенты общались с генеральным директором представительства агентства ТАСС, приходил в гости успешный творческий коллектив «Без тормозов», который делает очень популярный подкаст «Три истории». Еще мы посетили офис РБК. Нам интересны не столько масштабы этих структур, сколько производственные принципы, которые заложены в той или иной компании.

— Как сейчас выглядит проектная деятельность на программе?

— Проектная деятельность занимает большое место в нашей магистерской программе. Когда студенты поступают на первый курс, они должны выбрать для себя проект, над которым будут работать. За выполнение проектов даются кредиты —  баллы, которые оценивают учебный процесс.

Кроме того, студенты могут развить свой проект так, чтобы он в итоге превратился в выпускную квалификационную работу. То есть, на нашей программе есть ВКР как академического, так и практического содержания. Например, наши выпускники для диплома создавали анимационный фильм для медиа об искусстве и изучали эффективность форматов для коммерческих спецпроектов в медиа. Проекты могут быть разными по теме. Главное — продемонстрировать в своей работе полученные знания.

— Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

— Необходимо представить свое портфолио, в котором приемная комиссия увидит  ваши достижения, мотивацию и багаж знаний. Можно прикрепить дипломы, свидетельства о профессиональных достижениях, публикации, реализованные проекты.  Основная задача — чтобы члены комиссии остановили на портфолио свой взгляд и пригласили вас на  программу «Медиапроизводство и медиааналитика».