08.02.1709, вт. П. выехал из Ахтырки.
П. выехал из Ахтырки через села Вольный, Рабыню, Ямное, Грайвороны, Борисовку*, Марковку, Болховец[1].
Письма и бумаги П.: 1. Б.П.Шереметеву письмо «из Ахтырок при отъезде» в Белгород: «Извествую вам, что неприятель идет далее и уже в Калантаеве и в Красной Кут ждем скоро», призывает «врученное вам дело неослабно чинить», т.е., идти на К.Г.Крейца, посылает расспросные речи выходцев из шведских войск[2]; 2. Я.В.Брюсу письмо о присылке чертежей («понеже прежний текен, как делать пораболическую камару у меня утерялся, для того пришли другую. Також переложение из клок-камары в цылиндрическую механикою или неболшим вычетом пришли ж»)[3]; 3. М.Б.Кирхену письмо «из Вольного» с требованием прервать отпуск и ехать к Б.П.Шереметеву[4]; 4. Б.П.Шереметеву письмо «из Вольнова» с подтверждением прежних установок, «чтоб вы не медляли в своем деле, ибо время зело благополучно <…>. Еще объявляю, что неприятель з главным войском пришел к Ахтыркам <…>. Сего моменту привели волоха от самово короля [Карла XII], которой сказывает, что, конечно, [К.Г.]Крейц имеет указ иттить в случение к Станиславу (Лещинскому – Е.А.)»[5]**; 5. А.А.Курбатову письмо о присылке бычьих пузырей для понтонов[6].
Разные письма и бумаги: царевич Алексей – П. из Сум, что получил письмо царя через фельдмаршала и «как будет возможно, поеду в Богодухов по указу твоему»[7].
Комментарий.
* Согласно устойчивой традиции, считается, что П. останавливался в слободе Борисовке под Белгородом – владении Б.П.Шереметева. Долгое время сохранялся «домик П.» на берегу Ворсклы[8]. В журнале Б.П.Шереметева сведение о поездке П. в Воронеж отнесены к 06.02, что неверно(АСПбИИРАН. Ф. 226. Оп. 1. Д. 6. Л. 6 об.)
** По поводу отъезда П. с театра военных действий в столь острый момент В.А.Артамонов пишет, что «в первых числах февраля Петр I счел ситуацию в Малороссии улаженной и отбыл в Воронеж»[9]. Что понимать под «улаженной ситуацией», неясно, ведь сам П. сообщал Б.П.Шереметеву о движении шведов в сторону Краснокутска. После сражения под Опошней Карл XII перешел на левый берег Ворсклы и двинулся с кавалерией к Ахтырке. В этот день шведы сосредоточились в Котельве. 08.02 они подошли к Ахтырке и заняли деревню Хухры, сожгли предместья Ахтырки. 10.02 король занял Красный Кут, выбив оттуда 6 драгунских полков О.Р.Шаумбурга и гнал их до Городни[10]. П. же в это время невозмутимо следовал в Белгород и далее – в Воронеж. Правда, в этот день П. через пленного обер-аудитора Э.Ю.Эренроза предложил Карлу XII мир с условием признания Швецией за Россией части Карелии и за денежную компенсацию части Ингрии (с СПб), а также части Карелии, при невмешательстве в польские дела обеих стран. Допускалась и покупка Россией Нарвы. П. льстил себя надеждой, что если не король, то хотя бы его окружение проявят «министерскую склонность» к миру[11]. Однако Карл Пипер в конце апреля ответил приславшему условия мира Г.И.Головкину, что король готов заключить мир только на условиях капитуляции России[12]. Ответ этот, конечно, русским следовало ожидать – ведь Карл XII был человеком необыкновенным для своего века, недаром его назызвали «последним викингом»: «Везде он оставался победителем благодаря своей необычайной храбрости и счастью, соединенным с выдающимися военными дарованиями. Везде и во всем он служил личным примером отваги, непоколебимой твердости характера, переходящей в упрямство, и чисто спартанской воздержанности в обыденной жизни, особенно на войне и в походе <…> в течение девяти лет, участвуя в сражениях, доходящих числом до ста, не знал ни неудачи, ни поражения»[13]. Н.Н.Петрухинцев касательно отъезда П. высказал парадоксальную мысль: П. отправился в Воронеж и ускорил строительство флота, т.к. «возможно, царь уже мысленно переключился на «турецкое» направление в случае неудачного исхода сражений лета 1709-го», опасаясь турецко-шведского альянса, при возникновении которого «флот был остро необходим»[14]. Неудачный исход мог быть один – разгром русской армии, поход шведов на Москву. И какое тут могло быть «переключение», если бы враг занял Москву?.
[1] ПЖПВ. 1709 г. С. 2; ГСВ. 1. С. 153, 296.; Гизен. Журнал. С. 32-33.
[2] ПБП. 9-1. № 3054. С. 85.
[3] ПБП. 9-1. № 3057. С. 86.
[4] ПБП. 9-1. № 3055. С. 85. ПБП. 9-2. С. 675.
[5] ПБП. 9-1. № 3056. С. 85-86.
[6] ПБП. 9-1. № 3058. С. 86; 9-2. С. 680; Письма и бумаги прибыльщика. С.391.
[7] Письма царевича. С. 56.
[8] Тарасова. К истории домика Петра Великого. С. 293-297.
[9] Артамонов. Полтавское сражение. С. 437.
[10] ПБП. 9-2. С. 673-675; Артамонов. Полтавское сражение. С. 426-427.
[11] ПБП. 9-1. С. 176.
[12] ПБП. 9-2. С. 856-858.
[13] Петров. Противник Петра Великого. С. 170.
[14] Петрухинцев. Вниз по Дону на бригантине. С. 6.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.