• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые методы в исследованиях художественного текста: «дальнее чтение» прозы и поэзии

21 мая в 19:00 состоялся второй открытый семинар научно-учебной группы в 2022 году. На семинаре, посвященном количественным методам анализа художественного текста, выступили члены группы, студенты 1 и 2 курсов соответственно, Родионов Руслан и Колпащикова Евгения.

«“Дальнее чтение” поэзии: составление формальных тезаурусов первого и последнего сборников А. Ахматовой и С. Плат»

 

В начале своего доклада Родионов Руслан рассказал о теории «дальнего чтения» итальянского филолога Ф. Моретти и ее основных положениях. Особое внимание было уделено критике этого научного подхода другими филологами. Докладчик также затронул связь «дальнего чтения» с неодарвинизмом, итальянским марксизмом и русским формализмом. 

Обсуждая основные лакуны в теории Моретти, докладчик использовал тезаурусный (т. е. основанный на частотных словарях) метод анализа поэтических текстов, предложенный М. Л. Гаспаровым для описания художественного мира автора. Материалом для исследования стали первый и последний поэтические сборники А. Ахматовой и С. Плат. соответственно. Для лексического анализа использовался корпусный менеджер Sketch Engine. Перед его применением тексты были предобработаны. В заключении были представлены результаты анализа каждого поэтического сборника в отдельности, а также их сравнения. 

По завершении доклада состоялась небольшая дискуссия, в ходе которой были обсуждены технические вопросы, касающиеся предобработки текстов для работы в Sketch Engine и особенностей выбора корпусов.

Видеозапись доклада Р. Родионова

Видео: НУГ МФИ

«Проверка цифрой: Б. Блатт и его квантитативные исследования художественной прозы»

Участница научной группы Евгения Колпащикова представила обзор исследований журналиста Бена Блатта, изучавшего соблюдение «правил» хорошего письма, сформулированных самими писателями, в их (и не только) творчестве. 

Среди таких правил оказались избегание наречий на -ly, двоеточий и восклицательных знаков. Особое внимание было уделено тому, как не «следует» начинать книгу: например, описание погоды в начале произведения воспринимается как клише. Слишком длинное первое предложение также не считается признаком «хорошей» прозы. Некоторые писатели полагают, что следует избегать слов “вдруг”, “не” и “мыслительных глаголов”. По всем этим признакам были проанализированы англоязычные авторы. 

После доклада дискуссанты обсудили другие работы Б. Блатта и выразили мысль, что невозможно судить по количественным признакам о том, к классической или массовой литературе принадлежит текст. Однако изучение предпочтений читательской публики кажется перспективным направлением исследований. 

В дискуссии приняли участие кандидаты филологических наук, преподаватели НИУ ВШЭ СПб – И. А. Делазари и Д. М. Бреслер.

Видеозапись доклада Е. Колпащиковой

Видео: НУГ МФИ

Post Scriptum

Выражаем благодарность всем участникам семинара. Спасибо за интерес и оживленную дискуссию!

 До скорой встречи!