Гражданская война: История в идеях
26 мая 2016 года гостем регулярного семинара «Границы истории» стал Дэвид Армитадж – профессор истории (им. Ллойда С. Бланкфейна) и декан факультета истории Гарвардского Университета, где он преподает международную и интеллектуальную историю.
Дэвид Армитадж является профессором департамента государственного управления и юридической школы Гарвардского Университета, а также Почетным профессором истории Университета Сиднея. На семинаре профессор Армитадж выступил с докладом: «Civil War: A History in Ideas».
Центральной темой доклада стал феномен гражданской войны. В современном обществе концепт гражданской войны используется повсеместно, однако, отмечает Д. Армитадж, он имеет куда более длительную историю, восходящую ко временам республиканского Рима (если не Пелопоннесской войны). Действительно, конфликты называемые гражданскими войнами велись на всех континентах на протяжении веков. Более того, автор доклада отмечает, что сейчас гражданские войны, кажутся, наиболее характерными формами конфликта, а межгосударственные войны возникают все реже. В своем выступлении спикер определяет гражданскую войну как наиболее жестокий непредсказуемый и не всегда имеющий логическое завершение конфликт внутри страны.
Термин «гражданской войны» (bellum civile) был изобретен римлянами в первом веке до нашей эры. Этот феномен отделял бунты и восстания от более серьезного и формализированного типа внутрегосударственного насилия. Находя истоки концепта в Древнем Риме Д. Армитаж указывает на то, что проследить трасформацию и идейное наполнение феномена гражданской войны предстоит в течение longue dure ́e – двадцати двух веков. Докладчик выделил две особенности феномена гражданских войн: их «бесконечность» и «выносливость».
Д. Армитадж отметил, что так называемые современные «бесконечные войны» зачастую являются не совершенно новыми конфликтами, а возобновленными гражданскими войнами. Еще древние римляне сравнивали гражданские войны с вулканами. Они, разрушительные по своей природе, даже в состоянии покоя, держат общество в напряжении, ведь они могут снова вспыхнуть в любой момент.
Прослеживая историю концепта гражданской войны, Д. Армитадж отметил, что римские образные представления об этом феномене оставались ключевыми для всего западного мира и его колоний вплоть до начала девятнадцатого века. Со времен римских гражданских войн, вплоть до второй половины XVIII века, такие конфликты остались в основном в русле внутреполитических проблем государства. Однако с Американской и Французской революцией, впервые, вопросы международного признания и иностранной интервенции выходят на первый план политических и правовых расчетов. Таким образом, феномен гражданской войны усложнился, превращаясь из «войны между гражданами внутри страны» в политическое действие, оказывающее влияние на все мировое сообщество. Действительно, в следующие два столетия, например, во время Гражданской войны в Испании и, особенно во времена холодной войны, те или иные державы становятся более склонными оказывать влияние на разные стороны в гражданских войнах. С помощью новообразующихся международных институтов иностранные государства могут выступать в поддержку одной стороны внутригосударственного конфликта для обеспечения своих собственных интересов в регионе.
В современном мире вопрос о феномене гражданских войн остается очень актуальным. В двадцать первом веке, практически все войны имеют статус «гражданских»: согласно одной из широко распространенной оценке, с 1945 года в мире произошло более 259 вооруженных конфликта, и более 95% из них, записанные с 1989 года были внутригосударственными. Подавляющее большинство из них стали могут условно назваться “интернационализированными гражданскими войнами”, ведь в них участвуют почти все пограничные государства или другие внешние агенты. В 2014 году, тридцать девять из сорока активных конфликтов во всем мире были такого рода, например, в Мали, Афганистане, Сомали и других странах. Более того, переосмысление концепта гражданской войны как политического действия, распространяющего свое влияние далеко за пределы одного государства, связано еще и с насущным феноменом массовой миграции населения.
Доклад повлек за собой оживленную дискуссию. Поднимались вопросы о границах применимости самого понятия «гражданская война» в контекстах современной эпохи. Также студенты департамента истории интересовались, возможен ли у гражданской войны «логический конец». Вопрос окончания гражданских войн открыл перспективы для обсуждения вопросов исторической памяти и коммеморативных стратегий.