• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из ремесла историка: как империя и этнографы создавали обычное право для горцев-мусульман на Кавказе?

21 апреля 2016 года гостем регулярного семинара «Границы истории»стал Владимир Олегович Бобровников, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, выступивший с докладом «Из ремесла историка: как империя и этнографы создавали обычное право для горцев-мусульман на Кавказе?».  

В рамках доклада была рассмотрена судьба обычного права, в частности, дагестанского адата, в Российской империи и в раннее советское время. Во второй половине XIXвека на территории Дагестана (а также на территории Абхазии и в Карской и Батумской областях) формируется режим военно-народного управления. В.О. Бобровников отметил, что данный режим представляет собой один из частных случаев косвенного управления, т.е. управления посредством местных элит, принявших российское подданство. Режим предполагал сохранение судебно-административной автономии. Предполагалось, что горцы будут иметь возможность управляться по своим обычаям, однако под контролем российских военных.

Автором были изучены источники, созданные при режимах военно-народного и шариатского управления в позднем имперском и раннем советском Дагестане между 1860 и 1927 гг.В фокусе исследования автора оказались три группы источников. Первая группа включает тексты законопроектов на русском и арабском языках.  Вторая группа представлена текстами «пересказов» на русский язык норм обычного права и научными экспертизами, выполненными на их основе. Как отметил докладчик, это наиболее изученный пласт источников.  Последняя группа источников - документы сельских судов, которые были устроены для туземного инородческого населения.

Российская империя стремилась сохранить сельскую общину и обычное право (адат), чтобы предотвратить распространение шариата и связанного с ним движения мюридизма. В.О. Бобровников отметил, что следует учитывать вовлеченность ученых специалистов в выработку государственной политики в Закавказье. Российские этнографы, историки и правоведы выступали в роли экспертов. Кроме того, в туземную администрацию входили люди, разбиравшиеся в обычаях из числа мусульманских ученых (улемов), работавших шариатскими судьями (кади). Итогом совместных усилий империи, российских и мусульманских ученых стал кавказский адат.  Докладчик отметил, что первоначальным стремлением правительства было развитие гражданственности у инородческого населения с целью в дальнейшем перевести их на общие законы империи. Однако воплотить данную идею не удалось.  На практике было принято решение,не меняя текстов законов, ввести смешанное адатно-шариатское судопроизводство. Предполагалось, чтоурезав, а в чем-то даже усилив два эти кодекса, их можно инкорпорировать в состав российского законодательства. 

В заключение, докладчик подчеркнул, что изучая судебно-административную систему на территории Дагестана, необходимо различать законодательную сферу и сферу реальных юридических практик. Автор отметил, что исследование обычного права не завершено и существует еще огромный пласт неизученных источников. По окончании доклада развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с взаимодействием шариатских судов и светских властей в позднем имперском и раннем советском Дагестане, а также их современное значение.