• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар Границы истории "Rethinking Disability: Historical Perspectives on Vulnerable Citizens at Times of Crisis"

11 февраля состоялось очередное заседание семинара «Границы истории» Центра исторических исследований и департамента истории, на котором выступила д-р Моника Баар (Лейденский университет) с докладом "Rethinking Disability: Historical Perspectives on Vulnerable Citizens at Times of Crisis" ("Переосмысление инвалидности: Исторические перспективы на уязвимой категории граждан в условиях кризиса").

Целью доклада стала попытка представить и адаптировать концепт инвалидности для большой истории, так как в историографии представлены такие категории как гендер, класс, раса, но не инвалиды (disabled people). Более того, большая часть ученых, которые занимаются инвалидностью, изучают очень узкие кейсы, не затрагивая такие темы как идентичность или эмансипация.

Развивая данный тезис, Моника Баар не только проблематизирует инвалидность как обособленную социальную группу, но и подчеркивает, что эта группа не гомогенна и внутри нее существуют иерархии и конфронтации. В качестве примера она привела высказывание одного из активистов, который был прикован к инвалидному креслу. Он говорил, что подобные ему не похожи на  людей с психическими отклонениями.

Так же докладчица отметила, что за последние несколько десятилетий само значение слова "инвалид" было переосмыслено и значительно изменилось. Например, в 1975 году гомосексуальность считалась формой психического отклонения. С другой стороны, количество людей с диагнозом аутизм значительно выросло за последние 30 лет. Моника Баар связывает такие резкие изменения в понимании "инвалидности" с усовершенствованиями в сфере диагностических средств.

Презентация была сконцентрирована преимущественно вокруг 1981 года, так как именно этот год, по мнению докладчицы, является поворотным в данном вопросе. В 1981 году на ассамблее ООН, Ливия вынесла предложение объявить этот год "Международным годом инвалидов" (IYDP). Моника Баар рассматривает далеко идущие политические, социальные и культурные последствия этого решения, приводя контекст описываемых событий. Наступает первый крупный послевоенный кризис и на политическую арену выходят неолибералы. Согласно их доктрине, тот, кто не имеет постоянной работы, не может считаться полноценным гражданином. В данном случае проблема инвалидов заключалась не в том, что они не работают потому что не хотят работать. Напротив, граждан с ограниченными физическими возможностями либо просто не нанимают, либо они не имеют возможности выполнять ту или иную работу. Таким образом, несмотря на то, что 1981 год был объявлен "Международным годом инвалидов", люди с ограниченными возможностями почувствовали, что старые предрассудки вокруг инвалидности только укрепляются и интересы этой группы населения никак не отстаиваются.

Более того, стоит отметить, что в этом году в Дортмунде проходил конгресс, посвященный году инвалидов. На этом конгрессе выступал федеральный президент западной Германии. В своей речи он говорил о том, как много государство делает для поддержки людей с ограниченными возможностями. Это вызвало недовольство в среде активистов, и один из них подошел и ударил президента. Но поскольку этот активист являлся инвалидом, его просто вежливо попросили покинуть мероприятие вместо того, чтобы арестовать. Разумеется, настолько мягкие санкции по отношению к его поступку оскорбили, ведь они еще раз подтверждали, что инвалидность стигматизирована в обществе и, несмотря на "многие усилия государства", граждане с ограниченными способностями все еще не эмансипированы. Поэтому активист потребовал арестовать его, как это сделали бы с любым другим гражданином совершившим подобный поступок.

Так же во время презентации Моника Баар привела случай, который послужил толчком для большого движения за права инвалидов в западной Германии. В 1980 году, одна пенсионерка подала в суд на турфирму за то, что отталкивающий вид детей инвалидов из Швеции испортили ей отпуск. Она хотела, чтобы ей вернули деньги, и судья удовлетворил иск. В связи с этим прецедентом выразили свой протест не только инвалиды, но и церковь, а также обычные граждане. Этот случай стал толчком различным организациям, таким как Красный Крест, ЮНИСЕФ, а также Ватикану для начала активной разработки программ для помощи инвалидам.

Далее, докладчица перешла к рассмотрению ситуации внутри Советского Союза. Не смотря на то, что СССР активно участвовал в решении глобальных проблем здравоохранения, он не объявлял 1981 год "Международным годом инвалидов". Точную причину этого факта Моника Баар еще не определила. Однако она предполагает, что по официальному мнению советского правительства, в СССР нет никаких проблем в отношении граждан с ограниченными способностями, все эти проблемы давно решено, поэтому и необходимости устраивать такой год не было.

В заключении Моника Баар подчеркнула, что 1981 год стал "революционным" для понятия и переосмысления понятия "инвалидности" и "человека с ограниченными возможностями", так как начинает меняться значение этих концептов. Кроме того, она приводит примеры улучшения условий для полноценной жизни инвалидов, произошедших после этого года. Например, докладчица рассмотрела некоторые рекомендации в европейских странах, в которых говорится, что весь общественный транспорт должен быть доступен для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, этот год затронул не только "Запад", но и Азию с Африкой, где именно в этот период времени появляется само понятие "люди с ограниченными возможностями".