• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

194100, Санкт-Петербург,
ул. Кантемировская д. 3, корп. 1, лит. А, каб.331
Тел. (812) 644-59-11 доб. 61578

Руководство
Заместитель декана по учебной работе Кузнецов Антон Михайлович
Заместитель декана по научной работе Жуков Алексей Евгеньевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
40/30/6
40 бюджетных мест
30 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладной анализ данных и искусственный интеллект

4 года
Очная форма обучения
20/30/1
20 бюджетных мест
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Физика

4 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

UX-аналитика и проектирование информационных систем

2 года
Очная форма обучения
22/10/1
22 бюджетных места
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Вычислительная биология и биоинформатика

2 года
Очная форма обучения
6/10
6 бюджетных мест
10 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
22/15/1
22 бюджетных места
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Программирование и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Физика

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Статья
Динамика приспособления в сетевой игре со стохастическими параметрами

Волкова О. Н., Вологина Д. -., Королев А. В.

Математическая теория игр и ее приложения. 2022. Т. 14. № 1. С. 21-48.

Глава в книге
On Nash Equilibrium in Repeated Hierarchical Games

Pankratova Y., Petrosyan L.

In bk.: Stability and Control Processes: Proceedings of the 4th International Conference Dedicated to the Memory of Professor Vladimir Zubov. Springer, 2022. Ch. 65. P. 447-455.

Препринт
Do Data-based Curricula Work?

Сурков М. К., Мосин В. Д., Yamshchikov I. P.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2021

Организация проектов по C++: как это было

Одна из особенностей бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика» — проектная деятельность. Студенты вовлекаются в работу над проектами с самого первого семестра: сначала они занимаются учебными, а затем и реальными задачами от IT-компаний. В организации проектной деятельности активное участие принимают студенты старших курсов. Например Наташа Мурашкина, студентка из набора 2016 года, была одним из идеологов командных проектов по C++ у первокурсников. В этой статье Наташа рассказала, откуда возникла такая идея, как она с сокурсниками координировала работу 80 человек и что в итоге получилось.

Организация проектов по C++: как это было

Фото из архива НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Наташа Мурашкина, студентка из набора 2016 года

Как все начиналось

На нашей программе проектной деятельности уделяется действительно большое внимание. Сейчас в первом семестре студенты могут попробовать свои силы в мини-проекте на Python, во втором — участвуют в обязательном командном проекте по С++, в четвертом — делают проект под Android. С третьего курса студенты работают над научно-исследовательскими задачами, которые плавно перетекают в диплом.

Мне нравится думать о проектной деятельности так: все студенты проходят одинаковые, хорошо структурированные курсы в университете, но именно проекты позволяют применить эти знания, развивают прикладные навыки и выделяют студентов из толпы. Проекты — это максимально приближенная к реальной профессиональной жизни деятельность.

Когда я училась на первом курсе, в нашей программе был проект по C++. К сожалению, опыт получился неудачным: уровень выданных проектов был довольно разным, у проверяющих не хватало времени, чтобы глубоко разобраться во всех возникающих вопросах. В итоге у следующих курсов эти проекты просто отменили.

Ситуация изменилось три года спустя. На нашей программе случились перемены: мы переехали в Питерскую Вышку. В воздухе ощущалось желание пересмотреть учебный план, и руководители нашей программы очень захотели вернуть проекты на первом курсе. Я загорелась этой идеей и записалась в команду организаторов.

Первый раз мы практически с нуля запустили проекты по C++ в весеннем семестре 2019/2020 учебного года. Два года мы работали командой, а сейчас, когда большинство процессов уже устоялись, и понятно, что нужно делать, организацией занимаюсь я одна. А моя коллега по этой работе Саша Орлова взялась за организацию проектов по Android для второкурсников.

Сложности, с которыми мы столкнулись

Наша команда организаторов состояла из шести человек: пятеро студенток четвертого курса и Егор Суворов, который на тот момент оканчивал магистратуру, а сейчас преподает С++. Мы проходили стажировки в российских и зарубежных компаниях, поэтому имели некоторые представления о построении процессов. Но несмотря на это, было страшно сделать что-то неправильно. Какие темы проектов придумать? Где брать проверяющих код?

В итоге после долгих обсуждений мы пришли к решению: это будут командные проекты по трое студентов, всего 20 команд. Ребята сами придумают себе темы, а мы каждой команде назначим ментора из индустрии, имеющего опыт работы на плюсах. Шестьдесят студентов и двадцать менторов, итого 80 человек, для которых мы взялись организовывать первоклассный опыт менторинга и работы над проектом. Страшно подумать! Мы еще никогда не организовывали столько человек.

Самая сложная задача, которая перед нами возникла — поиск менторов. В первый год было тяжелее всего: мы не могли похвастаться результатами проектов прошлых лет, бренд нашего бакалавриата был не очень известен. К счастью, в тот момент мы уже начали вести блог факультета на Хабре и рассказывать об успехах старшекурсников: их стажировках, проектах и опубликованных статьях. Это позволило показать уровень подготовки студентов и убедить менторов, что их время пройдет с пользой.

Мы стучались во все двери, писали о возможности поменторить в соцсети и тематические чаты по программированию и по С++, у кого была работа — предлагали коллегам. Добрая часть менторов — наши хорошие знакомые и друзья. Однако, на наше удивление, к нам приходили менторы через много рукопожатий. Невероятно приятно было видеть интерес совершенно незнакомых людей, живущих по всему миру.

В этом году первое поколение студентов, которым мы проводили проекты, учится на третьем курсе, и четверо из них впервые берут менторить свои команды первокурсников. Это бесценное ощущение!

Защита проектов

Мы очень серьезно подходим к проектной деятельности. Чтобы получить оценку, нужно провести значительную работу, и даже на тройку придется постараться. С началом научно-исследовательских проектов на третьем курсе необходимо не только выполнить работу, но ещё и обосновать актуальность и применимость работы, доказать целесообразность подхода, сравнить результаты с предыдущими работами.

Первые защиты у студентов начинаются как раз на наших командных проектах по С++. Практика показывает, что ребята совсем не подготовлены выступать с техническими презентациями. Часто их презентации выглядят как реклама функциональностей проекта и спецэффекты, а если они и рассказывают технические детали, то не всегда делают акцент на важных особенностях. Чтобы научить их, как правильно докладывать о результатах своих проектов, в середине семестра мы проводили тренировочные защиты.

На тот момент я уже защищала не один свой проект, но впервые оказалась по другую сторону процесса. Хочу сказать, что отслушать 20 студенческих проектов — это совсем не просто. Очень легко похвалить всех и поставить пять. Невероятно сложно дать релевантную обратную связь, выделить суть проекта, задать правильные вопросы, и самое главное — дать студентам понять, как изменить презентацию, чтобы их выступление стало лучше. 

И немного полезной информации: рекомендации, как подготовить хорошую техническую презентацию, руководитель нашей программы Александр Владимирович Омельченко собрал в этом посте.

Что в итоге у нас получилось

За два года студенты сделали чуть больше 40 проектов, а в конце этого учебного года к коллекции добавится еще 20. Несколько команд написали лонгриды про свои проекты в блоге программы на Хабре (например, вот, вот и вот).

Помимо этого, студенты включают плюсовый проект в резюме, и некоторым удается попасть на стажировку мечты уже после первого-второго курса. Не смотря на то, что мы рекомендуем студентам младших курсов летом отдыхать, а не работать, нельзя не радоваться их достижениям.

В отзывах студенты в первую очередь пишут, что лучшее в проектах — общение с ментором и командная работа. А еще что они рады применить знания плюсов на своем, живом проекте, самостоятельно разбираться в технологиях, работать над непредсказуемой, по сравнению с домашками, задачей.

И мы рады за них, ведь такие проекты были мечтой всей команды организаторов на нашем первом курсе шесть лет назад, и мы смогли воплотить ее в реальность. К тому же, мы получили бесценные навыки и опыт в процессе организации. Очень здорово, что на нашей программе поощряется инициативность: можно брать дела в свои руки и менять их к лучшему. И это тоже является частью обучения: не для школы, а для жизни.