• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год на бакалаврской программе «Физика»: впечатления

Бакалаврская программа «Физика» открылась в Питерской Вышке почти год назад. Её студенты углублённо изучают не только физику, но и алгебру и математический анализ. Также они регулярно делают лабораторные работы. Первокурсники программы поделились с редакцией портала впечатлениями об учёбе.

Год на бакалаврской программе «Физика»: впечатления

Анна Зырянова

Степан Скиба, студент

Я решил поступить на программу «Физика» в Питерской Вышке потому, что считаю её самой сильной в городе. Учиться здесь сложно, иногда даже слишком: я выполняю домашние задания почти по всем предметам целую неделю. Кроме того, четыре напряжённые сессии за год не дают расслабиться. Но зато меня радует атмосфера внутри факультета, а также открытость всех преподавателей и их готовность пойти на контакт.

Самый полезный и одновременно самый сложный предмет на первом курсе — это алгебра. Мы изучаем сложный материал, который довольно жёстко спрашивают на экзамене. Мой любимый преподаватель — Павел Андреевич Ходунов, наш семинарист по алгебре и матанализу. Он очень хорошо знает математику и объясняет сложные вещи "на пальцах". При этом Павел Андреевич всегда готов помочь с вещами, не относящемся к его предмету, или просто поговорить после пары.

На программе нам частенько нужно выполнять лабораторные работы, например, сейчас — по электричеству и магнетизму. На новом оборудовании мы делаем различные интересные задания, например, исследуем эффект Холла, гистерезис и несколько видов колебаний.

Самое важное, чему я научился за год, — умение разобраться в сложном материале нескольких месяцев за пару дней до экзамена. Думаю, если вы готовы много работать и действительно хотите заниматься теоретической физикой, в Питерской Вышке вы найдете именно то, что нужно.

Максим Грицков, студент

При поступлении меня привлекли три особенности программы. Прежде всего, на курсе не так много студентов. Это позволяет преподавателям корректировать программу, чтобы студенты лучше усваивали материал.

Кроме того, ОП ориентирована на подготовку научных сотрудников, и это одно из лучших мест для старта академической карьеры. Решающим фактором стало разнообразие базовых кафедр и спецкурсов.

Я доволен обучением на программе, она оправдала мои ожидания. Наиболее интересными и полезными предметами оказались математический анализ, алгебра и физика. Непрофильных предметов у нас нет. Преподавательский состав на ОП «Физика» очень мощный. Что особенно приятно —  многие преподаватели готовы работать со студентами даже индивидуально.

Кроме того, у нас проходят лабораторные работы. На них мы проводим эксперименты и и обрабатываем полученные данные, для физика это очень полезно.

Во время учёбы на программе я подтянул математику и получил базовые знания, необходимые для дальнейшего изучения физики. Мне кажется, сюда точно стоит поступать тому, кто хочет связать жизнь с наукой. Программа даёт хороший старт для академической карьеры. А для изучения фундаментальной физики, на мой взгляд, эта программа — и вовсе одна из лучших.

Ксения Купитман, студентка

Когда я была абитуриенткой, то выбирала между Питерской Вышкой, МГУ и МИФИ. В петербургском кампусе меня привлекла теоретическая физика, так как в ней в разы больше фундаментальной математики. Кроме того, это новая и динамичная программа. Этого я и ждала от изучения физики в вузе.
 
От этой программы я получаю именно те знания и возможности, которые хотела при выборе вуза. Есть как сходства, так и различия в обучении по сравнению с другими вузами. Например, программа по линейной алгебре в Питерской Вышке обширнее, чем в других вузах. Также на программе почти нет непрофильных предметов, и это огромный плюс. Право и экономика длились всего два модуля. Временами программа достаточно сложная: среди моих одногруппников много сильных студентов, которым я уступаю в знаниях. Однако меня это всё равно мотивирует на развитие.

Наиболее интересными предметами мне сейчас кажутся общий курс физики, линейная алгебра и математический аппарат физики. Лекции по физике понятные, а из-за небольшого размера группы мы можем обсуждать темы с преподавателями в ходе лекции. Линейная алгебра — абсолютно новый предмет после школы. Преподаватель горит своим курсом и делает его очень подробным. На математическом аппарате я впервые увидела физику с другой, более теоретической стороны. Более того преподаватели акцентируют наше внимание на том, как применять полученные знания в дальнейшем, студентам это полезно.

Из преподавателей меня очень вдохновляет Игорь Евгеньевич Шендерович. После каждой его лекции интерес к физике растёт. Евгений Евгеньевич Горячко старается заинтересовать студентов на каждой лекции, приводит много примеров и проводит аналогии с физикой. А Федор Борисович Свинарев на семинарах придумывает интересные задачи, дает нам возможность не только строго их решать с помощью различных формул и законов, но и учит нас думать и генерировать идеи.

Лабораторные работы мы выполняем в парах. Проводим эксперименты по описаниям к работе или, если чёткой инструкции нет, сами придумываем, что можно исследовать с помощью оборудования, советуясь с преподавателем. После этого мы оформляем отчет и защищаем его перед преподавателем. Во время защиты мы также получаем советы, как улучшить нашу работу. Все это помогает лучше понимать цели наших лабораторных работ, структуру отчётов и, конечно же, теорию с лекций.

За год обучения на программе я получила огромное количество знаний. К тому же убедилась, что можно расти в своих знаниях быстрее и эффективнее. Я также научилась  правильно распределять свое время.

Мне кажется, ОП «Физика» готовит хороших специалистов. Студентам дают мощную базу как по физике, так и по математике. Именно поэтому я считаю, что абитуриентам, которые увлекаются этими предметами, стоит к ней присмотреться.

Антон Белышев, студент

Про физику в Питерской Вышке я узнал от преподавателей кружка по физике и моих учителей из ФТШ. Самым важным для меня было то, что программа даёт много знаний как по математике, так и по физике. Именно эти предметы я хотел изучать в вузе.

Сейчас я полностью доволен программой и атмосферой на ней. Среди однокурсников у меня немало друзей, от преподавателей тоже только хорошие впечатления. Больше всего мне нравятся два преподавателя. Первый — Евгений Евгеньевич Горячко, который ведёт алгебру. Он настолько любит свой предмет и хочет передать эту любовь студентам, что на его лекциях невозможно не вдохновиться и не понять алгебру. И, конечно же, больше всего меня вдохновляет Игорь Евгеньевич Шендерович — своей заботой о студентах, интересными лекциями и обсуждениями в лабораториях.

Самые полезные предметы это, конечно, профильные — физика, алгебра и математический анализ. По полезности их не сравнить: они все нужны. Если убрать хотя бы один из них  или хотя бы одну тему, то обучение не будет полным. Если же говорить об интересах, то мне больше всего нравится алгебра. Пожалуй, по двум причинам: во-первых, у нас очень крутой преподаватель. А во-вторых, из-за того, что на алгебре я узнаю больше всего нового, программу по физике и математическому анализу я уже немного знаю со школы

Лабораторные работы у нас проходят каждую неделю и длятся два часа. Они не прекращались и во время дистанта, только проходили раз в неделю. Все лабораторные, которые у нас есть, необычные и очень интересные. Они примерно соответствуют темам лекций и семинаров: в первом полугодии были лабораторные о механике, сейчас — об электричестве.

Самый важный навык, как мне кажется, я получил во время лабораторных: я научился работать в команде. Конечно, у нас не только там такие задачи: мы часто вместе с другими студентами обсуждаем материал лекций, организуем их запись и во многих других аспектах стараемся работать сообща. 

Программа нравится своей атмосферой: в маленьком коллективе проще наладить общение со всеми, а не только в своей компании. Да и с учителями тоже приятно общаться, иногда и с теми, кто не ведет у меня пары.

Дмитрий Васильев, студент

Когда пришли результаты олимпиады "Физтех", я понял, что в МФТИ поступить не смогу. Тогда я стал искать другие варианты и задумался о Вышке. Потом мне попалась на глаза реклама программы по физике в петербургском кампусе. Это меня приятно удивило, раньше я не рассматривал петербургские факультеты, хотя жутко не хотел жить в Москве. Дальше я посмотрел трехминутный ролик , где Игорь Евгеньевич Шендерович рассказывал о программе, и решил поступать сюда. Меня не беспокоило, что студентов на программу набирают впервые. Наоборот, было ощущение чего-то нового и грандиозного.

Перед поступлением преподаватели пообещали нам огромное количество математики на первых курсах, так оно и случилось. Во время ночных посиделок за домашним заданием по алгебре может показаться, что вы учитесь на математическом факультете. В действительности вся эта нагрузка оправдана: уже сейчас ясно, что теоретическая физика требует серьёзного знания математики. Алгебра у нас крутая, даже можно сказать, суровая. Курсы общей физики и математического анализа меня тоже устраивают. Огромный плюс для меня заключается в том, что непрофильных предметов вроде экономики и права не так много. Кроме того, они длятся по модулю и вообще не вызывают никаких проблем. 

Для лабораторных и практических работ нас разделили на две группы. В зависимости от лабораторной мы выполняем ее вдвоем или в одиночку, это не принципиально. Ещё на нашей программе нет формальностей вроде правил оформления домашних заданий или защиты лабораторных. Вместо этого мы отправляем отчеты семинаристу, он их читает и потом в индивидуальном порядке разбирает, что получилось, а что — нет. Особенно приветствуются нововведения в эксперименты, которые развивают исследовательские навыки. Некоторые несложные работы даже интереснее выполнять без инструкции.

Помимо всех знаний, которых я приобрёл в Питерской Вышке, я начал серьезнее относиться к математике и к ее суровому формализму и строгости. Раньше мне это казалось излишним.

Подробная информация о программе «Физика» доступна на официальном сайте НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Количество мест и вступительные испытания можно посмотреть на странице для абитуриентов.