We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения

11-12 октября в Кочубей-центре Питерской Вышки прошли I международные Кочубеевские чтения, посвященные частным коллекциям в России и в мире. Эксперты обсудили частные собрания в контексте предмета изучения, выставочных проектов и бизнеса. Конференция состоялась под патронатом семьи Кочубеев — четверо ныне живущих во Франции, Бельгии и США представителей рода Кочубеев посетили царскосельский особняк своего предка.


Наша миссия — сохранение культурных традиций

В феврале 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Петровича Кочубея, церемониймейстера двора российского императора Николая II, в чьем особняке сейчас располагается Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Василий Петрович был страстным и последовательным коллекционером, образованным и просвещенным человеком. Во II пол. XIX – нач. ХХ века он продолжил семейную традицию «собирания» минералов, редких изданий и предметов искусства, составил замечательные коллекции живописи и скульптуры. После революции 1917 года многие предметы из его коллекций были переданы в государственные музеи и разошлись по частным собраниям.

В юбилейный год хозяина особняка, в его доме состоялись Первые международные Кочубеевские чтения «Частные коллекции в России и в мире — опыт взаимодействия с обществом и государством». Во время приветственного слова Сергей Рощин отметил, что для него, как для проректора университета, эта встреча немного необычная.  Участники и гости конференции — историки, искусствоведы, владельцы частных коллекций — собрались в стенах вуза, который называется Высшая школа экономики. Однако для Вышки расширение экспертизы является естественным ходом событий. Университет развивается во всех направлениях, а его главной миссией является бережный сбор, хранение и презентация интеллектуальных и культурных традиций.

«Университет является местом, где хранится и развивается необязательное знание. То знание, которое не имеет непосредственного применения или востребованности в профессиональной деятельности, — объяснил Сергей Рощин. — Но именно необязательное знание и формирует культурные связи и контакты, которые во многом позволяют нам развиваться и создавать социальные общности».

Кочубеевские чтения — это первый разговор о культурных кодах, благодаря которым мы понимаем друг друга. Их обязательно нужно сохранять и восстанавливать, если они начинают утрачиваться. Университет должен быть не просто генератором и хранителем знания, он должен быть площадкой для диалога. Диалога не только о настоящем, но и о связи прошлого с настоящим, о связи настоящего и будущего

Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ

Участники конференции

На Кочубеевских чтениях был представлен международный опыт создания, сохранения и репрезентации частных коллекций. Над программой конференции работали Алексей Крайковский, Юлия Лайус и Евгений Анисимов. Мероприятие прошло под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума.

В качестве ключевых спикеров выступили директор виллы Эфрусси де Ротшильд Брюно-Анри Руссо (Франция), совладелица виллы Гарда графиня Альберта Кавацца (Италия), директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре (Эстония), представитель Университета Наварры в России Магдалена Гаете (Испания). Экспертная дискуссия строилась в формате круглых столов и затронула три тематических трека: частные коллекции как предмет изучения, как выставочные проекты и как бизнес.

Также Кочубеевские чтения стали образовательной площадкой для магистрантов программы «Актуальное прошлое: прикладная и междисциплинарная история». В течение двух дней они вели блоги, в которых освещали проходящие дискуссии, а в рамках резюмирующей сессии предложили несколько проектов международной коллеборации в сфере сохранения исторического наследия.

Кто и зачем занимается коллекционированием

На главный вопрос чтений «Открытие частных коллекций  — обязанность или ответственность?» было представлено сразу два ответа: зарубежный и российский. Йоост Схоккенбрук, директор Морского музея Ванкувера, рассказал о частном коллекционировании через призму истории.

Первые частные коллекции появились в XVI веке, в Эпоху Великих географических открытий. Люди интенсивно расширяли свои познания об окружающем мире. В то время большой популярностью пользовались редкости и диковины, которые нельзя было найти в Европе. Коллекционеры охотились за образцами флоры и фауны, минералами, предметами быта. В XVII веке в одних Нидерландах насчитывалось около 90 частных коллекций. В Петербурге также были подобные кабинеты редкостей, самый яркий пример — коллекция Петра Первого в Кунсткамере.

Частные собрания стали доступны широкой публике после Великой Французской революции. В XVIII - XIX веках музейное дело интенсивно расширялось. После того, как Карл Линней создал единую систему классификации растительного и животного мира, началась активная систематизация и каталогизация музейных коллекций. Когда частные собрания превратились в музеи, изменился сам подход к коллекционированию. Частные музеи должны были углублять и расширять понимание национальной истории, и, таким образом, европейские правительства идентифицировали себя с музеями, как с хранилищами культурно-исторической памяти.

Для меня понятие наследия тесно связано с понятием принадлежности. Иными словами, само место, экспозиция, состав коллекции должны давать возможность самоидентифицироваться с историей данного края и всего государства.

Йоост Схоккенбрук
Исполнительный директор Морского музея Ванкувера, Канада

Интерпретация коллекции зависит от культурного и политического контекста. Большинство частных коллекций создавались не для того, чтобы продемонстрировать национальную идентичность, а для того, чтобы удовлетворить личные познавательные и эстетические потребности коллекционера. Наследие — это сложный концепт, который имеет как ретроспективные, так и современные акценты, а именно пробуждение понимания реалий прошлого.

Частные коллекции — обязанность и ответственность

Отвечая на вопрос «Открытие частных коллекций  — обязанность или ответственность?», Наталия Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, однозначно переформулировала тему: не «или», а только «и». Ответственность в вопросе частного коллекционирования — чрезвычайно важное понятие, за которым следует и обязанность публичного представления предметов культурного наследия.

Первая грань ответственности — перед самой коллекцией. Владелец должен приложить все усилия, чтобы сохранить целостность собрания. К сожалению, коллекции, созданные до революции, часто распадались именно из-за отсутствия чувства ответственности.

Вторая грань  —  ответственность перед обществом. Коллекцию нужно открывать, прежде всего, для специалистов. Настоящие коллекции всегда имеют балласт, в них могут быть экспонаты, подлинность которых находится под сомнением. Выставить свое собрание на суд профессионалов — это своеобразный подвиг, который переходит в осознание долга перед обществом. История знает много примеров, когда частные коллекции повлияли на становление творческой идентичности художников. Возможно, без Сергея Щукина и его собрания французского импрессионизма не было бы «Черного квадрата» Малевича. На художников-нонконформистов II пол. XX века — Рабина, Мухина, Кабакова — повлияла  квартирная коллекция русского авангарда Георгия Костаки.

Следующая грань ответственности — это выставки. Коллекции экспонируют отдельно или в формате, когда произведения из разных собраний представлены на одной тематической выставке. Ну и, наконец, частную коллекцию можно передать государственному музею, где с ней будут работать профессионалы.

Почетные гости конференции

Почетными гостями Кочубеевских чтений стали Петр Васильевич (р. 1937), Андрей Сергеевич (р. 1938) и Василий Васильевич (р. 1942) Кочубеи — они приходятся хозяину особняка двоюродными внучатыми племянниками.

Пётр Васильевич — успешный бизнесмен из Брюсселя. На чтения он приехал вместе с супругой Еленой Викторовной, урожденной Спечинской. Пётр Васильевич и Елена Викторовна являются хранителями исторической памяти о хозяине особняка и его супруге, Варваре Васильевне, поскольку бабушка Елены Викторовны была дружна с дочерью Кочубеев уже после того как их семья покинула Россию.

Василий Васильевич Кочубей — геолог, кандидат геологических наук. Родился и вырос во Франции, почти 40 лет прожил в Бразилии, сейчас живет в Париже, где занимается общественной деятельностью.

Андрей Сергеевич Кочубей — доктор математики, президент православно-теологического фонда и один из руководителей благотворительного фонда Льва Толстого в Нью-Йорке. Открывая Первые международные Кочубеевские чтения, Андрей Сергеевич подчеркнул, что очень почтен тем уважением, которое оказывают ему и его родственникам в царскосельском особняке.

Я был знаком с пятью из восьми детей Василия Петровича Кочубея. Его старший сын, Александр, был моим крестным отцом, а младший, Николай — близким другом, который приезжал проведать меня в Нью-Йорке. Это было чудное семейство, и я тронут, что сейчас могу жить в этом доме. Особенно приятно, что ныне особняк служит благородному делу просвещения, и в нем проходят такие важные мероприятия.

Андрей Сергеевич Кочубей
Представитель дворянского рода Кочубеев

Коллектив Кочубей-центра приготовил для почетных гостей памятные подарки. Людмила Бантикова, искусствовед и хранитель особняка, на протяжении многих лет составляла расширенное генеалогическое древо рода, показывающее связи с другими дворянскими фамилиями и правящими домами Европы. На Кочубеевских чтениях потомкам рода торжественно передали уникальную родословную.