Summary of Degree Programme
39.04.01 Sociology
No
2 years
Full-time, 120 З.Е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Master
No
With online tools
2024/2025 Academic year
Academic
Social Data Analytics
Social Data Analytics
Social Analysis of Youth
2023/2024 Academic year
Academic
Social Data Analytics
Social Analysis of Youth
Магистерская программа «Современный социальный анализ» существует в Петербургском кампусе ВШЭ с 2006 года и является одним из лидеров в области постдипломного социологического образования в России. Программа выстроена с учетом лучших традиций отечественного университетского образования и ориентирована на самые высокие международные стандарты подготовки магистров. Получение социологического образования в НИУ ВШЭ дает серьезные конкурентные преимущества на рынке труда и гарантирует дальнейшую успешную карьеру в областях научных и прикладных исследований, аналитики и управления.
Уникальность программы ССА - в синтезе (1) серьезной теоретической подготовки с (2) освоением магистрантами методологии и методов социологического исследования на продвинутом уровне и (3) овладением конкретными навыками и компетенциями применения социологических инструментов на всех этапах реализации исследовательских проектов. Большинство курсов программы содержат серьезное теоретическое ядро и подразумевают обучение навыкам применения теоретических концепций к анализу социологических проблематик разной степени сложности (вопросы власти и социальной политики государства, гражданских инициатив и Интернет активностей, гендерных режимов и молодежных суб/культур, школьного и вузовского образования, потребительских трендов, анализа межстрановых трансформаций в сравнительной перспективе, миграция и этно религиозные процессы и т.п.).
Основным приоритетом программы является не только знакомство, но и прямое включение в мировую исследовательскую практику путем участия в конкретных исследовательских проектах, реализуемых исследовательскими лабораториями и центрами факультета. Преподавателями на программе работают высоко профессиональные исследователи с широкой международной известностью. Студенты программы получают все условия для развития собственной академической карьеры: принимают участие в международных исследовательских проектах, научных семинарах, российских и зарубежных конференциях.
Магистранты имеют возможность работать и проводить свое исследование в одном из четырех научных подразделений: Лаборатории социологии образования и науки (НУЛ СОН), Центре молодежных исследований (ЦМИ), Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ), Лаборатории интернет- исследований (ЛИНИС), а также в научно- учебных группах.
Виды профессиональных задач:
- научно-исследовательская;
- социально-технологическая ;
- проектная;
- организационно-управленческая;
- аналитическая;
- экспертно-консультативная;
- педагогическая.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа магистратуры:
- Способен анализировать социальные проблемы, используя современный научный аппарат социологической теории, проводить социологическую экспертизу социальных программ, проектов организаций и органов управления с использованием результатов научных исследований (ПК-1);
- Способен составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с международными научными стандартами (ПК-2);
- Способен определять необходимые для проведения исследования источники информации, в том числе аудит источников информации с целью оценки их качества и достоверности, собирать и анализировать массивы данных для социологического анализа и принятия решений (ПК-3);
- Способен применять современные методы статистического анализа данных, в том числе сетевых и многоуровневых данных, оценивать причинно-следственные гипотезы (ПК-4);
- Способен применять качественные социологические методы в академических и прикладных исследованиях: этнография, кейс-стади, биографическое интервью, фокус-группа (ПК-5);
- Способен применять современные методы анализа социологических данных для реализации научного исследований с учетов международных научных стандартов представления данных и качества информации (ПК-6);
- Способен использовать профессиональное программное обеспечение для проведения анализа социологических данных и создания аналитических отчетов (ПК-7);
- Способен разрабатывать и реализовывать проекты прикладных социологических исследований и обосновывать рекомендации на их основе с учетом социальных и культурных различий задействованных социальных групп (ПК-8);
- Способен разрабатывать и реализовывать проекты фундаментальных социологических исследований и обосновывать научную значимость выводов с учетом современного состояния международных исследований в данной области (ПК-9);
- Способен разрабатывать дизайн и организовать проведение социологического исследования от постановки исследовательской проблемы до представления результатов и рекомендаций, консультировать организации по методологии и методике проведения социологических исследований (ПК-10);
- Способен исследователь и анализировать актуальные проблемы молодежи, различные молодежные группы, положение молодежи в современном обществе с опорой на актуальное знание (ПК-11).
Магистерская программа «Современный социальный анализ» дает возможность бакалавру любой специальности за 2 года стать магистром социологии международного уровня. Мы учим видеть структуру в повседневной жизни, анализировать то, что происходит вокруг, опираясь на научные подходы.
Программа включает в себя 2 трека (направления обучения): «Социальный анализ молодежи» и «Аналитика социальных данных».
В первом семестре для обоих треков большинство курсов общие – это базовые количественные и качественные методы социологического анализа, исследовательская коммуникация (это про этику, которой мы уделяем много внимания, а также про визуализацию данных, качественные интересные презентации и умение писать тексты).
Социальная теория есть в обоих треках, и она направлена на знакомство с самой современной литературой (классические старые тексты студенты могут освоить сами по списку, который мы вывешиваем на сайте).
Студент может посещать адаптационный курс по английскому языку.
На треке «Социальный анализ молодежи» упор делается на разработку актуальной повестки молодежных исследований: это поколенческие трансформации в эпоху digital, вкусы, мода, телесность, гендер, идентичность, субкультуры, солидарности, молодежные сцены. Помимо осмысления современных трендов в жизни молодежи, студенты учатся качественной методологии: от подробного разбора проблем полевых этапов исследования и этнографии до кодирования в NVivo и QDA Miner и анализа больших массивов качественных данных. На программе учат снимать социологическое кино, анализировать последствия социальной политики и искать необычное в повседневном.
Большинство преподавателей трека работают в Центре молодежных исследований (ЦМИ) – одном из ключевых центров по качественным методам, гендерной повестке и youth studies в России.
Трек «Аналитика социальных данных» нацелен на тех, кто хочет изучать социальные процессы с помощью цифр. Мы учим использовать интернет-данные, материалы опросов, социальные сети для того, чтобы рассказывать об обществе увлекательно и с опорой на факты. На треке изучают, как создавать и тестировать опросники, как исследовать социальные сети, анализировать гендерные и этнические неравенства. Студенты осваивают несколько языков программирования: SQL (для баз данных), Python (для машинного обучения) и R (для статистического анализа), причем все они даются с нуля; предварительного знания математики не предполагается. На втором курсе читаются дисциплины, которые только что стали появляться в ведущих мировых вузах: agent-based modeling и социальная физика.
Ядром учебного процесса и самой напряженной его частью на обоих треках являются научно-исследовательские семинары, где студенты каждую неделю обсуждают свои курсовые, консультируются с преподавателями и друг с другом и знакомятся с аналогичными исследованиями в лучших современных журналах. Кроме того, много часов отведено на проектную деятельность, то есть на исследование, которое делают группы студентов помимо своих основных работ. Многие студенты участвуют в конференциях и ездят на стажировки в зарубежные университеты.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin