• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

39.03.01 Социология

Утверждение программы
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения № 10/2018-2019 от 27.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 З.Е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Современный мир основан на цифровых технологиях, которые стали частью социальной повседневности всех стран. Цифровые следы используются для современной аналитики во всем мире и в всех сферах от оценки потребительских настроений (по поисковым запросам в Интернете) до планирования городских и коммерческих сервисов. Люди в современном мире активно используют социальные сети и мобильные устройства для организации своей жизни, во всей своей деятельности, составляющей ткань современной повседневности. Наконец, цифровые медиа приходят на смену старым медиа в самом широком смысле – последние годы в мировой индустрии компьютерных игр больше финансов и больше потребителей, чем в мировой киноиндустрии.

Социальные науки отвечают на эти вызовы современности созданием социальной информатики и вычислительной социальной науки (computational social science), исследованиями взаимодействия людей с современными технологиями и новыми медиа, новыми методами прикладной социологии, изучения общественного мнения и маркетинговых исследований. 

Программа «Социология и социальная информатика» готовит специалистов, способных ответить на эти вызовы, задавая стандарт в области новой цифровой аналитики и программирования, и готовя к профессиональной деятельности в современном цифровом обществе в качестве аналитиков и управленцев в коммерческих компаниях, государственных структурах и негосударственных организациях, предоставляя для этого актуальные знания о социально-экономических процессах и современных культурных формах, и компетенции по программированию и управлению на основе современных методов сбора и обработки социальной  информации.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • педагогическая деятельность.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими типам профессиональных задач, на которые ориентирована программа бакалавриата:

  • способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности (ПК-1);
  • способен критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информации (ПК-2);
  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью (ПК-3);
  • способен использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-4);
  • способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК-5);
  • способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов (ПК-6);
  • способен участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов (ПК-7);
  • способен представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-8);
  • способен составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-9);
  • способен обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-10);
  • способен и готов к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-11); 
  • способен участвовать в аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-12);
  • способен использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-13);
  • способен разрабатывать учебные программы для преподавания социологии и проводить учебные занятия (ПК-14).
Характеристики образовательных модулей программы

Программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих блоков: общий цикл; профессиональный цикл: базовая часть, базовая профильная часть, вариативная профильная часть, дисциплины по выбору; дополнительный профиль (Minor); практики, проектная и исследовательская работа; факультативы (дополнительно к образовательной программе); ГИА – государственная итоговая аттестация.

Содержательно программа основывается на сбалансированном сочетании актуальных курсов по социо-гуманитарным наукам (социология, экономика),  курсам прикладного характера (психология, экономика, потребление и финансовое поведение), освоении инструментальных методов программирования, сбора и обработки социальной информации и проектной работы.  В содержании программы остается набор дисциплин, составляющих ядро социологического образования, включая содержательную компоненту – освоение теорий среднего уровня и эмпирического знания в отдельных областях.

Существенно усиливается инструментальная компонента в направлении сбора и анализа данных и социальной информатики; объем инструментальных курсов будет соответствовать самым современным международным стандартам образования в социальных науках.

С развитием новых методов сбора и анализа информации основные содержательные области социальных исследований остаются неизменными, а если и меняются, то в соответствии с меняющейся социальной коньюнктурой – к примеру, в стареющей Европе все более актуальными оказываются исследования пожилого возраста и всего спектра проблем, связанных со старением. Соответственно ОП  «Социология и социальная информатика» сохранит свой спектр научно-исследовательской тематики для студентов, которая будет отражена в тематике НИС и ВКР:

  • молодежь и подростки
  • культура и культурные индустрии
  • здоровье, болезни и старение
  • гражданские и политические процессы
  • бизнес и экономическая деятельность
  • город и урбанистические процессы
  • сравнительная социология
  • образование и наука
  • этничность, миграция, национализм

 и другие важные темы социологических исследований.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Социология и социальная информатика»

Перейти к содержанию программы