Как студенты-социологи уже с первого курса учатся проводить исследования?
Участие студентов в исследовательских проектах с ранних курсов – важная составляющая образовательного процесса ОП «Социология и социальная информатика».
В этом учебном году первокурсники под руководством исследователей Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» делали свои первые исследовательские проекты. Социологи изучали, как студенты готовятся к занятиям и экзаменам. Практика проходила в рамках курса «Полевые исследования». «Полевые» – потому что предполагают сбор первичных данных, которые в социологии называются «полем».
Обучение на курсе завершилось конференцией «Hack The Learning: Insights Into Effective Learning and Practical Application Of Strategies». На конференции студенты выступили с докладами и рассказали о своих результатах.
Подробнее о том, как была организована исследовательская работа, как прошла конференция и какие результаты и впечатления получили студенты, читайте ниже!
«Полевые исследования»: как это было в этом году?
Полевые исследования для социологов-первокурсников — это новый исследовательский опыт. В рамках курса студенты собирают и анализируют данные, а затем презентуют результаты широкой аудитории. На каждом этапе студентам помогают преподаватели-исследователи из научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки». Работа на курсе выстроена от теории к практике. Сначала будущие социологи читают и обсуждают научные статьи, формулируют исследовательские вопросы. Затем разрабатывают сценарий интервью и формулируют выборку. После этого — самостоятельно собирают и анализируют данные.
Хотя курс проводится каждый год, тема всегда новая. А если немного меняется тема, то меняются и теоретические подходы и методы. Но суть остается та же: социологи-первокурсники на протяжении полугода применяют на практике знания, которые получили ранее на лекциях и семинарах других курсов.
В этом году курс был посвящен изучению студенческих практик самостоятельной подготовки к учебе. В выборку попали будущие медики, востоковеды и инженеры-программисты. Такие направления были выбраны не случайно. Учащимся этих программ приходится запоминать и использовать огромный объем информации, а также осваивать искусственные и естественные языки.
В рамках курса социологи собирали интервью у студентов 2-4 курсов. Сценарий интервью для всех студентов был единым и состоял из нескольких тематических блоков. Такой подход позволил собрать данные для разных исследовательских вопросов в рамках одной большой темы.
Выборку вузов сформировали аккуратно всей командой преподавателей, ассистентов и студентов. А затем первокурсники самостоятельно искали студентов для интервью через социальные сети. В ходе исследования первокурсники расспрашивали студентов из вузов региональных центров России, как и чем они мотивируют себя учиться, как организуют процесс самостоятельной подготовки, какие приемы и стратегии в самостоятельном освоении материла используют. Всего собрали 247 интервью со студентами из 129 университетов в 81 городе.
Преподаватели и учебные ассистенты прослушали и оценили каждое интервью. В результате все участники курса получили индивидуальные комментарии, как можно усовершенствовать свои навыки ведения интервью. Далее аудио были расшифрованы – превращены в тексты, которые затем анализировали ребята. Студенты-социологи работали небольшими командами, искали ответ на свои исследовательские вопросы и готовились к итоговой конференции.
Конференция вместо экзамена! Что? Да! “Hack The Learning: Insights Into Effective Learning and Practical Application Of Strategies”
В рамках курса студенты получили навыки публичных выступлений и ведения научной дискуссии. Студенческая конференция “Hack The Learning: Insights Into Effective Learning and Practical Application Of Strategies” завершила полугодовой курс. Большая встреча прошла 19 июня в корпусе на Седова.
Первокурсники участвовали в мероприятии с презентациями и постерами. Презентации – всем знакомый формат представления результатов, а вот постеры для ребят были новой формой доклада. Не так просто разместить все свои находки на один лист бумаги, да так, чтобы все было понятно и интересно аудитории. Все безусловно справились с этой задачей! Можно сказать, что к международным конференциям ребята готовы. Красивые постеры вы можете посмотреть ниже в карусели фото.
Модератором конференции была молодая преподавательница, выпускница бакалавриата ОП «Социология и социальная информатика» и магистратуры ОП «UX-аналитика и проектирование информационных систем» Екатерина Юрьевна Черных.
С презентацией выступили ассистенты курса, которые рассказали об организации проекта и своей роли в нем. Преподаватели курса внимательно слушали представление презентаций и задавали вопросы на постерной сессии.
Гостями конференции стали академический руководитель программы Немировская Анна Валентиновна, руководитель департамента социологии Колесник Наталья Владимировна, представители бизнеса – руководитель инновационных проектов Института Тренинга Анна Турлаева, исполнительный директор АНО ДО «ВСмысле» Алена Шеремет, а также стажеры НУЛ СОН и студенты второго года обучения, которые в прошлом году прошли этот курс, сделали свои исследования и участвовали в итоговой конференции.
Постерная сессия чередовалась с презентацией работ студентов. Благодаря этому студенты и гости конференции могли свободно знакомиться и обсуждать работу участников, общаться с авторами и задавать им вопросы. По итогам конференции было проведено анонимное голосование за лучшие постер и презентацию. Победители получили дополнительный балл к оценке своей работы и возможность получить рекомендательные письма для заявки на студенческую мобильность в следующем году.
Студенты
Каждый год преподаватели собирают отзывы студентов о курсе, чтобы в будущем улучшить программу. Практически сразу после подведения итогов студенты пишут, что и в следующем году хотели бы участвовать в курсе: стать ассистентами и помогать будущим первокурсникам. Привлекать студентов к ассистированию на курсе – давняя успешная практика. Студенты из своего опыта знают, какие трудности бывают при работе над проектом, и могут делиться с первокурсниками советами о том, как их можно преодолеть.
Делимся отзывами на курс и с вами.
“Очень понравился курс, он был действительно полезным! Чувствуется, что мы правда выросли из бейби-социологов и стали социологами постарше. В целом формат курса – проведение исследования и представление результатов на конференции. Мне кажется, что иметь такой опыт к концу первого курса это очень здорово. Очень понравилась конференция, было здорово получить такой опыт, спасибо!”
– Ольга Сизова, студентка 1-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
“Было интересно попробовать на практике провести реальное исследование. Больше всего понравился именно процесс создания группового исследования, когда мы сами выбирали, какой вопрос сделать и анализ. Немного сложно было разобраться с тем, как сделать дерево кодов для исследования, поэтому хотелось бы ещё больше времени и внимания уделить вот этой части…Все супер! Было очень интересно! Все команды сделали интересные исследования.”
– Софья Таран, студентка 1-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
“Мне многое понравилось, было интересно применить полученные знания на практике. Также, общаться с незнакомыми людьми было классным опытом. Процесс исследования, пары с Екатериной Юрьевной, коммуникации с преподавателями и ассистентами. Сама атмосфера научной конференции, что мы все и сделали и закончили - молодцы.”
– Полина, студентка 1-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
Преподаватели и ассистенты курса
Эту масштабную работу удалось реализовать благодаря совместной работе преподавателей курса и ассистентов. По итогам получилась классная команда, которая справилась с огромным объемом работы.
Сама дисциплина «Полевые исследования» еще на первом курсе оставила незабываемые впечатления, а ассистентство расширило этот опыт! На протяжении семестра мы большой дружной командой помогали первокурсникам этого года, проверяя, направляя и рассказывая <…> Отдельно хочется отметить, что преподавательский состав всегда был включен в работу, поэтому процесс проверки работ всегда проходил слаженно, и, если чуть отвлечься от работы, мы также много общались на тему исследования. Для меня это была самая приятная часть - когда ты чувствуешь себя частью должного рабочего комьюнити, где каждый может спросить совета, предложить нечто новое и в целом обсудить интересующие его топики. И конечно же наша главная цель - помощь первокурсникам, мне кажется была достигнута в лучшем виде. И я очень горжусь их успехами!
– Ярослава Захарова, учебный ассистент, студентка 2-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
В прошлом году мне очень понравился курс полевых исследований. Это было на самом деле захватывающе, я получила опыт и работы с гайдом, и рекрутинга, и интервью с самыми разными респондентами, и в создании постера для нашей ежегодной мини-конференции. Поэтому ещё в конце первого курса решила, что хочу стать ассистентом, чтобы показать другим ребятам, что работать в поле - это круто. Мне кажется, что эту задачу удалось выполнить - у первокурсников получились хорошие проекты, а некоторые уже спрашивали, как стать ассистентом. За это ассистентство я развила и свои навыки - стала внимательнее, стала лучше как интервьюер, поняла, как работает курс изнутри. На всём пути (и учебном, и ассистентском) нас поддерживали Дарья Константиновна Ходоренко, Екатерина Юрьевна Черных, Вера Викторовна Титкова и Игорь Дмитриевич Петров - они терпеливо вносили правки в наши проекты, объясняли все нюансы полевой работы, организовывали курс, отвечали на все вопросы о том, как лучше проверить ту или иную работу, как лучше коммуницировать с первокурсниками. Без них сложно представить этот курс, его развитие и работу ассистентов. В общем, я оцениваю опыт курса полевых исследований исключительно положительно и как студентка, и как ассистент, ведь он подарил не только навыки, но и добрые воспоминания
– Катя Семёнова, учебный ассистент, студентка 2-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
Смотря сейчас на все проекты, ассистентства и работы, которые были у меня на втором курсе, я понимаю, что ассистентство по полевым исследованиям стало одним из самых полезных и увлекательных опытов среди всех. Главным фактором, сформировавшим исключительно положительные воспоминания, стала команда. Все преподаватели и ассистенты выкладывались на все 100%, чтобы сделать курс насыщенным и интересным, такая атмосфера в нашем небольшом сложившемся коллективе заряжала энергией и энтузиазмом. Здорово, что преподаватели на всех этапах курировали работу ассистентов, так мы сами узнавали много нового в процессе. <…> Но все-таки, основным бонусом работы ассистентом мне кажется возможность больше узнать о самом процессе преподавания: как это все устроено, как выглядит работа преподавателя (спойлер: совсем не так, какой она кажется со стороны студента), как создается и организуется учебный курс и т.д. Это все дает представление о системе преподавания в вышке в целом и влияет на будущее общение с преподавателями на других курсах, становится понятно почему в учебе что-то устроено так, как устроено.
– Лина Батурина, учебный ассистент, студентка 2-го курса ОП “Социология и социальная информатика”
Материал подготовили:
студент 3 курса ОП «Социология и социальная информатика»
выпускник ОП «Социология и социальная информатика»