Какие учебные курсы проходят студенты программы «Социология и социальная информатика»
В этом материале мы расскажем о нескольких предметах, которые изучают студенты нашей бакалаврской программы на разных годах обучения.
Методология и методы социологического исследования
Данный курс знакомит студентов со спецификой подготовки и проведения социологических исследований, методами и процедурами сбора данных. Студенты учатся формулировать исследовательские вопросы и определять соответствующую им методологию, узнают об этических требованиях и ограничениях для различных методов исследования, работают с основными количественными и качественными методами исследования (опрос, интервью, фокус-группа, наблюдение и др.), разрабатывают дизайн исследования, оценивают надежность и эффективность выбираемых инструментов сбора данных.
Анализ данных в социологии
Курс рассчитан на 3 года. Сначала студенты знакомятся с типами переменных, проверкой гипотез, некоторыми методами анализа (t-test, линейная регрессия). Далее они занимаются виузализацией, базовыми статистическими тестами и осваивают более продвинутые методы анализа данных (GLM, факторный анализ). Практическая часть курса – расчеты и составление отчетов в R (RStudio). В рамках занятий студенты развивают навыки количественного анализа данных, необходимые для проведения самостоятельных исследований.
Компьютерное моделирование социальных процессов
Этот курс посвящен компьютерному моделированию и имитационным системам. В рамах курса студенты получают знания о том, как использовать компьютерное моделирование в социологических исследованиях и применять агентное моделирование для анализа социальных данных, учатся проектировать компьютерные модели систем, существующих в реальности. Также они разрабатывают модели сложных систем, относящихся к различным областям социальных исследований, обучаются методам представления результатов своих имитационных экспериментов и узнают, как использовать преимущества систем искусственного интеллекта исследователям в области социальных наук.
Научно-исследовательский семинар «Исследование рынка: перспективы экономической социологии и UX-исследований»
Целью этого исследовательского семинара является обсуждение методологии маркетинговых исследований с точки зрения социологии и UX-исследований. В рамках курса обсуждаются социологические подходы к изучению различных рынков (их структур, институтов, участников) и характеристики современного неолиберального капитализма. Также студенты знакомятся с основными методами UX- и CX-исследований, проводят собственные UX-исследования, создают CJM (карты клиентского пути).
Научно-исследовательский семинар «Культура и неравенство»
Этот семинар предназначен для студентов, интересующихся изучением культурного производства и потребления. Особое внимание в рамках курса уделяется искусству и моде, творческому труду, социальным сетям, современным арт-пространствам. Студенты учатся объяснять культурные предпочтения с точки зрения социальной стратификации, рассматривают связи между культурным производством и культурным потреблением, выдвигают исследовательские гипотезы, читают и обсуждают академические тексты, посвященные искусству, вкусовой культуре, креативности, культуре в контексте городской среды и др.
Социальная и экономическая антропология
Курс состоит из двух частей. Первая часть – это краткое введение в основы антропологии, изучающей социальные и символические миры человека. Студенты знакомятся с ключевыми антропологическими концепциями, основами этнографии и написания этнографических статей. Более обширная вторая часть курса предполагает изучение классических тем, которые являются полезными для антропологов, работающих по всему миру. На занятиях студенты читают и обсуждают антропологические тексты, исследуя, как идеи и дискуссии, возникающие в специфических контекстах, способствуют пониманию человечества в целом, и наоборот.
Подробнее о других предметах программы «Социология и социальная информатика» можно узнать в разделе «Учебные курсы».