• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Нужно больше верить в себя и уважать усилия, вложенные в работу

В конкурсе научно-исследовательских работ (НИРС) — 2022 в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по социологии для студентов бакалавриата и специалитета» студентки Виктория Болотова и Татьяна Новотольская заняли первое и третье места.

Нужно больше верить в себя и уважать усилия, вложенные в работу

Подать на конкурс НИРС курсовую или дипломную работу могут как студенты, так и выпускники, а прием работ начинается осенью. Сегодня победительницы рассказывают о своих работах и почему не стоит прятать научные исследования в стол.

Болотова Виктория

1 место. Работа на тему: «Protective Factors that Promote Academic Resilience of the at-risk Students in Russian Schools», научный руководитель: Тенишева Ксения Алексеевна

Откуда вы узнали о конкурсе и почему решили принять участие?

Я узнала о конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС) из почтовой рассылки, и я также видела посты Питерской Вышки во ВКонтакте о начале приема заявок для участия. Кроме того, моя научная руководительница, Тенишева Ксения Алексеевна, предложила мне поучаствовать в НИРС, что увеличило мою уверенность в том, что стоит попробовать! 

Я решила принять участие, потому что мне очень нравилось работать над своей курсовой, и я осталась довольна финальной версией работы. Также, я думаю, что мое исследование обращает внимание на острые социальные проблемы в российском обществе: школьный буллинг и бедность. Поэтому я решила, что было бы здорово поделиться своей работой и получить дополнительный фидбек! 

О чем была ваша работа?

Моя работа была посвящена изучению влияния накопления рисков на академическую устойчивость учащихся российских школ и выявлению защитных факторов в семье и школе, которые помогают российским учащимся средних школ добиваться более высокого, чем ожидалось, среднего балла. В исследовании рассматривались три комбинации рисков: (1) только низкий социально-профессиональный статус семьи, (2) низкий социально-профессиональный статус семьи и унижения со стороны учителей и (3) низкий социально-профессиональный статус семьи и буллинг со стороны сверстников. Также, мы изучили защитные факторы, которые способствуют академической устойчивости среди учащихся группы риска, и проводили сравнение среди учеников, подвергающихся различным комбинациям рисков. Рассматриваемые защитные факторы охватывают два основных контекста, в которых может развиваться устойчивость – семью и школу. 

Данные для этого исследования были собраны Научно-исследовательской лабораторией "Социология образования и науки", которая с 2016 по 2019 год ежегодно проводила сплошной опрос учащихся средних классов во всех школах Калужской области. В данной работе применялись следующие методы анализа данных: дескриптивная статистика, линейная и логистическая регрессии. 

Согласно результатам анализа, низкий социально-профессиональный статус семьи является самым сильным предиктором снижения успеваемости учащихся. Мы также обнаружили негативный эффект накопления рисков: школьники, подвергающиеся комбинации двух неблагоприятных факторов, имеют меньше шансов на академическую устойчивость. Универсальными факторами оказались вовлеченность семьи в учебу и количество книг дома. Для учащихся, подвергающихся воздействию сразу двух рисков, обнаруживается меньше защитных факторов: чувство принадлежности к школе не повышает шансы на устойчивость для таких учеников, в отличие от тех, кто подвержен только одному риску. Таким образом, это исследование показывает, что более уязвимые подростки, подвергающиеся комбинации рисков, оказываются в сложной ситуации.

Я очень благодарна Ксение Алексеевне за то, что она всегда была рада помочь мне, ответить на все мои вопросы и, в целом, направить мою работу в нужное русло. Кроме того, Ксения Алексеевна всегда морально поддерживала меня, верила в потенциал моей курсовой и хвалила меня на каждом этапе работы, что очень вдохновляло и мотивировало! Также, я хочу выразить благодарность исследователям из лаборатории СЛОН за возможность использовать в своей работе такую замечательную базу данных по учащимся школ Калужской области.

Что бы вы посоветовали студентам, которые сомневаются, стоит ли подавать свои работы на конкурсы?

Как минимум, вы ничего не потеряете. А как максимум, вы получите очень приятные бонусы: специальную стипендию, трэвел-грант, дополнительные баллы при поступлении в магистратуру, хорошую строчку в резюме и, конечно, уверенность в своей работе и мотивацию работать дальше. Поэтому верьте в свои силы и не лишайте себя классной возможности! Если вы учитесь на 4-ом курсе, то у вас уже есть готовая курсовая работа, которую вы можете при необходимости немного улучшить и подогнать под требования НИРС. Сомневаться в своей работе — это нормально, но, чтобы быть более уверенным и повысить свои шансы на победу, стоит изучить критерии НИРСа, хорошенько перечитать свою работу, четко прописать заключение и внимательно проверить грамматику, оформление и содержание. Еще советую изучить на странице НИРС другие полезные рекомендации от научных руководителей, членов оргкомитета и самих участников конкурса. Желаю успехов и удачи!

Новотольская Татьяна

3 место. Работа на тему: «Sociologist in the Church: Ethnographic Research of a Religious Community», научный руководитель: Кормина Жанна Владимировна

Откуда вы узнали о конкурсе и почему решили принять участие?

О конкурсе НИРС я знала еще на первом курсе из всевозможных постов и рассылок, но принять участие в этом году решила очень спонтанно. Перед парой однокурсница спросила, участвую ли я в конкурсе, и рассказала, как подать заявку. Если честно, в тот момент меня привлекла стипендия победителя, потому что мне нужны были деньги на поступление в магистратуру за рубеж. Я не особо верила в победу, так как для моей работы не было подходящей секции, но опыт участия в конкурсе в целом показался полезным для будущей научной карьеры. Мне было интересно получить на свою курсовую работу сторонний отзыв.

О чем была ваша работа?

В качестве работы на конкурс я отправила свою курсовую, над которой я работала под руководством Жанны Владимировны Корминой. Это методологический текст, в котором я рассуждаю о последствиях религиозного неверия исследователя на полевую работу в религиозной общине, а именно ход исследования, выбор методов, отношения с информантами и полученные результаты. Эта работа вписывается в дебаты о проблеме веры в антропологии религии и основана на моем собственном опыте длительной полевой работы в протестантской церкви в Санкт-Петербурге. В тексте я показываю, что близкие отношения с Богом, их качество и видимость для окружающих становится главным показателем пригодности человека для включения в сообщество. Таким образом, вера — не просто барьер для участиях, а важнейший критерий, на основе которого выстраиваются групповые границы. Я также привожу этнографические наблюдения и ситуации, которые четко иллюстрируют, с чем сталкивается неверующий исследователь в церкви, и как это влияет на его ресерч. Я написала этот текст, потому что мне казалось важным порефлексировать над тем, что происходило со мной в поле, так что для меня это было одновременно аналитическое упражнение и терапевтический опыт. 

Что бы вы посоветовали студентам, которые сомневаются, стоит ли подавать свои работы на конкурсы?

Я считаю, что участвовать в таких конкурсах, как НИРС важно и нужно. Пускай бакалаврские работы могут уступать по глубине и теоретическому вкладу работам старших коллег, у многих из них есть хороший потенциал. Я думаю, что нужно большие верить в себя и уважать усилия, вложенные в работу, а значит, не писать в стол — участвовать в конкурсах, конференциях, пытаться опубликовать. Такие конкурсы как НИРС как раз и нужны для того, чтобы развивать навыки академического письма и получить направление для дальнейшей работы. Всегда полезно получить фидбэк от кого-то помимо научного руководителя и посмотреть на свой текст с другого ракурса. Это дает возможность усилить свои аргументы и добавляет уверенности в себе. Я думаю, что опыт участия в конкурсах полезен для всех, а не только тех, кто стремится в академию, так как заполнять заявку, редактировать работу перед отправкой, писать аннотацию или тезисы — это необходимый навык в будущем.

Победители конкурса получают стипендии, рекомендуются к участию в международных конференциях и получают дополнительные баллы в портфолио при поступлению в магистратуру. Подать курсовую или дипломную работу могут как студенты, так и выпускники университета. Следите за информацией на сайте конкурса. 

Поздравляем победительниц, а также научных руководителей и преподавателей программы! 

Автор

Гладченко Екатерина Андреевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник