Нужно больше верить в себя и уважать усилия, вложенные в работу
В конкурсе научно-исследовательских работ (НИРС) — 2022 в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по социологии для студентов бакалавриата и специалитета» студентки Виктория Болотова и Татьяна Новотольская заняли первое и третье места.
Подать на конкурс НИРС курсовую или дипломную работу могут как студенты, так и выпускники, а прием работ начинается осенью. Сегодня победительницы рассказывают о своих работах и почему не стоит прятать научные исследования в стол.
Болотова Виктория
1 место. Работа на тему: «Protective Factors that Promote Academic Resilience of the at-risk Students in Russian Schools», научный руководитель: Тенишева Ксения Алексеевна
Я узнала о конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС) из почтовой рассылки, и я также видела посты Питерской Вышки во ВКонтакте о начале приема заявок для участия. Кроме того, моя научная руководительница, Тенишева Ксения Алексеевна, предложила мне поучаствовать в НИРС, что увеличило мою уверенность в том, что стоит попробовать!
Я решила принять участие, потому что мне очень нравилось работать над своей курсовой, и я осталась довольна финальной версией работы. Также, я думаю, что мое исследование обращает внимание на острые социальные проблемы в российском обществе: школьный буллинг и бедность. Поэтому я решила, что было бы здорово поделиться своей работой и получить дополнительный фидбек!
Моя работа была посвящена изучению влияния накопления рисков на академическую устойчивость учащихся российских школ и выявлению защитных факторов в семье и школе, которые помогают российским учащимся средних школ добиваться более высокого, чем ожидалось, среднего балла. В исследовании рассматривались три комбинации рисков: (1) только низкий социально-профессиональный статус семьи, (2) низкий социально-профессиональный статус семьи и унижения со стороны учителей и (3) низкий социально-профессиональный статус семьи и буллинг со стороны сверстников. Также, мы изучили защитные факторы, которые способствуют академической устойчивости среди учащихся группы риска, и проводили сравнение среди учеников, подвергающихся различным комбинациям рисков. Рассматриваемые защитные факторы охватывают два основных контекста, в которых может развиваться устойчивость – семью и школу.
Данные для этого исследования были собраны Научно-исследовательской лабораторией "Социология образования и науки", которая с 2016 по 2019 год ежегодно проводила сплошной опрос учащихся средних классов во всех школах Калужской области. В данной работе применялись следующие методы анализа данных: дескриптивная статистика, линейная и логистическая регрессии.
Согласно результатам анализа, низкий социально-профессиональный статус семьи является самым сильным предиктором снижения успеваемости учащихся. Мы также обнаружили негативный эффект накопления рисков: школьники, подвергающиеся комбинации двух неблагоприятных факторов, имеют меньше шансов на академическую устойчивость. Универсальными факторами оказались вовлеченность семьи в учебу и количество книг дома. Для учащихся, подвергающихся воздействию сразу двух рисков, обнаруживается меньше защитных факторов: чувство принадлежности к школе не повышает шансы на устойчивость для таких учеников, в отличие от тех, кто подвержен только одному риску. Таким образом, это исследование показывает, что более уязвимые подростки, подвергающиеся комбинации рисков, оказываются в сложной ситуации.
Я очень благодарна Ксение Алексеевне за то, что она всегда была рада помочь мне, ответить на все мои вопросы и, в целом, направить мою работу в нужное русло. Кроме того, Ксения Алексеевна всегда морально поддерживала меня, верила в потенциал моей курсовой и хвалила меня на каждом этапе работы, что очень вдохновляло и мотивировало! Также, я хочу выразить благодарность исследователям из лаборатории СЛОН за возможность использовать в своей работе такую замечательную базу данных по учащимся школ Калужской области.
Как минимум, вы ничего не потеряете. А как максимум, вы получите очень приятные бонусы: специальную стипендию, трэвел-грант, дополнительные баллы при поступлении в магистратуру, хорошую строчку в резюме и, конечно, уверенность в своей работе и мотивацию работать дальше. Поэтому верьте в свои силы и не лишайте себя классной возможности! Если вы учитесь на 4-ом курсе, то у вас уже есть готовая курсовая работа, которую вы можете при необходимости немного улучшить и подогнать под требования НИРС. Сомневаться в своей работе — это нормально, но, чтобы быть более уверенным и повысить свои шансы на победу, стоит изучить критерии НИРСа, хорошенько перечитать свою работу, четко прописать заключение и внимательно проверить грамматику, оформление и содержание. Еще советую изучить на странице НИРС другие полезные рекомендации от научных руководителей, членов оргкомитета и самих участников конкурса. Желаю успехов и удачи!
Новотольская Татьяна
3 место. Работа на тему: «Sociologist in the Church: Ethnographic Research of a Religious Community», научный руководитель: Кормина Жанна Владимировна
О конкурсе НИРС я знала еще на первом курсе из всевозможных постов и рассылок, но принять участие в этом году решила очень спонтанно. Перед парой однокурсница спросила, участвую ли я в конкурсе, и рассказала, как подать заявку. Если честно, в тот момент меня привлекла стипендия победителя, потому что мне нужны были деньги на поступление в магистратуру за рубеж. Я не особо верила в победу, так как для моей работы не было подходящей секции, но опыт участия в конкурсе в целом показался полезным для будущей научной карьеры. Мне было интересно получить на свою курсовую работу сторонний отзыв.
В качестве работы на конкурс я отправила свою курсовую, над которой я работала под руководством Жанны Владимировны Корминой. Это методологический текст, в котором я рассуждаю о последствиях религиозного неверия исследователя на полевую работу в религиозной общине, а именно ход исследования, выбор методов, отношения с информантами и полученные результаты. Эта работа вписывается в дебаты о проблеме веры в антропологии религии и основана на моем собственном опыте длительной полевой работы в протестантской церкви в Санкт-Петербурге. В тексте я показываю, что близкие отношения с Богом, их качество и видимость для окружающих становится главным показателем пригодности человека для включения в сообщество. Таким образом, вера — не просто барьер для участиях, а важнейший критерий, на основе которого выстраиваются групповые границы. Я также привожу этнографические наблюдения и ситуации, которые четко иллюстрируют, с чем сталкивается неверующий исследователь в церкви, и как это влияет на его ресерч. Я написала этот текст, потому что мне казалось важным порефлексировать над тем, что происходило со мной в поле, так что для меня это было одновременно аналитическое упражнение и терапевтический опыт.
Я считаю, что участвовать в таких конкурсах, как НИРС важно и нужно. Пускай бакалаврские работы могут уступать по глубине и теоретическому вкладу работам старших коллег, у многих из них есть хороший потенциал. Я думаю, что нужно большие верить в себя и уважать усилия, вложенные в работу, а значит, не писать в стол — участвовать в конкурсах, конференциях, пытаться опубликовать. Такие конкурсы как НИРС как раз и нужны для того, чтобы развивать навыки академического письма и получить направление для дальнейшей работы. Всегда полезно получить фидбэк от кого-то помимо научного руководителя и посмотреть на свой текст с другого ракурса. Это дает возможность усилить свои аргументы и добавляет уверенности в себе. Я думаю, что опыт участия в конкурсах полезен для всех, а не только тех, кто стремится в академию, так как заполнять заявку, редактировать работу перед отправкой, писать аннотацию или тезисы — это необходимый навык в будущем.
Победители конкурса получают стипендии, рекомендуются к участию в международных конференциях и получают дополнительные баллы в портфолио при поступлению в магистратуру. Подать курсовую или дипломную работу могут как студенты, так и выпускники университета. Следите за информацией на сайте конкурса.
Поздравляем победительниц, а также научных руководителей и преподавателей программы!
Автор
Гладченко Екатерина Андреевна
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник