• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

Тайм-менеджмент: советы студентов программы "Социология и социальная информатика"

Учеба в Высшей школе экономики дает множество возможностей: кроме основных пар можно посещать конференции, стажироваться в компаниях и научных лабораториях и включаться в насыщенную внеучебную жизнь.

Тайм-менеджмент: советы студентов программы "Социология и социальная информатика"

Photo by Kyle Gregory Devaras on Unsplash

Мы спросили студентов программы «Социология и социальная информатика» как они планируют свое время и все успевают: вот что они рассказали.

Анастасия Пшеничникова,

студентка 2 курса

  1. Я все записываю и ставлю будильники, чтобы все четко спланировать по времени и ничего не забыть. Плюс если даже кажется, что задача не займет много времени, надо умножать это время на 2 и начинать заранее, потому что, как показывает практика, форс мажоры приводят к тому, что все может застопориться и затянуться.
  2. Если мне нужно что-то сделать, но я хочу спать/кушать, то я ложусь спать/кушаю, потому что иначе и организм страдает, и продуктивность на нуле.
  3. Ни в коем случае не нужно бояться сказать о том, что ты что-то не успеваешь. Гораздо лучше, если ты поставишь в известность нужных людей, пока еще можно что-то сделать (помочь тебе, заменить тебя кем-то и т.д.)
  4. Нужно иметь для себя четкие приоритеты: что для тебя самое важное, средней важности, не такое важное и т.д. И когда на тебя нагружаются сразу несколько одновременных и примерно одинаковых по сроку задач, ты просто выполняешь их в порядке приоритетности.
  5. Нужно обязательно разрешать себе отдыхать хотя бы пару дней в неделю. То есть дни, когда ты забываешь обо всех дедлайнах и просто уделяешь время любимым вещам.

Семен Босоногов,

студент 3 курса

Думаю, я совсем не эксперт в области тайм-менеджмента, поэтому не могу дать какие-то конкретные советы. Могу только сказать, что мне кажется здорово, когда при планировании задач как минимум в рамках университета (к примеру, выполнения домашних заданий) подходить к этому с какой-то долей интереса. То есть, мне кажется, если найти в задаче какой-то интерес для себя, какую-то потенциальную пользу, то с такими мыслями будет проще к ней приступать и ее выполнять. А дальше уже все и остальное подтянется.

Валерия Львова,

выпускница 2023 года

Нужно понимать, как это выглядит в психологии: есть люди рационалы и иррационалы. То есть первый тип может строить план действий по минутам, второй – будет больше страдать от такого. Я отношусь ко второму. Если тебе некомфортно и тревожно от четкого плана действий – не слушай никакие советы. Можно углубиться в вопрос и попытаться описать свой стиль планирования. Дам советы именно для иррационалов!

  1. Составь план дел. Банально? Да, но! Разница в том, что этот план не имеет привязки ко времени. Это просто список. То, что нужно сделать в любое время, когда на это будет настрой и ресурс ментальный или физический.
  2. Глотай лягушек. Если есть более неприятные дела, лучше сделать их сразу, даже с утра. Сделать – забыть. Выкинуть из головы и наслаждаться жизнью. Более приятные задания будут наградой, которые точно не испортят вечер.
  3. Делай то, на что есть ресурс. Нет никакого смысла страдать и выполнять все через слезы. Результат никого не удовлетворит, надо будет переделывать. Замкнутый круг страданий. Так не надо. Нет сил – отдохни, проветрись. Лучше набраться ресурсов, чем черпать их из нуля.
  4. Старайся настраивать себя на задания. Рациональный план действий подходит тем, кто может переключиться с одного дела на другое. Если это не про тебя, старайся настроить внутреннее «я» на задание в зависимости от атмосферы. Можно одеться по-деловому, расставить предметы на столе или включить определенную музыку. Это дает немного шансов на успех и быстрый финал.
  5. Не парься! Нет ничего страшного в том, чтобы иногда не успеть или забросить не очень важное дело. Делай что-то важное, делегируй не самое интересное. Тревоги вокруг хватает, чтобы создавать еще. Неси ответственность только за то, что действительно можешь.

Никита Шарин,

выпускник 2023 года

Во-первых, конечно же планирование. Я стараюсь делать это в открытой, максимально простой форме — активность и приблизительное время, которое эта активность займет. Планирую там, где в данный момент наиболее удобно — обычно это блокнот или заметки телефона. Открытая и простая форма позволяет не делать планирование отдельной работой. В обратном случае а) от планирования можно устать и совсем перестать им пользоваться, и б) планирование может начать систематически оттягивать силы и ресурсы от более важных активностей.

Помню сначала пытался детализировано заполнять все поля в специальном шаблоне Notion, но через две-три недели это превратилось в скучнейшую рутину. Мало того, объем затрачиваемых усилий казался слишком большим по сравнению с выхлопом — поэтому на какое-то время я отказался от планирования на совсем. И только спустя время я осознал, что польза планирования в а) понимании объема своих задач, и б) в структурировании этих задач — чтобы не было такой ситуации, когда не знаешь, чем заняться в понедельник, а с четверга на пятницу не спишь всю ночь, чтобы успеть к дедлайнам. Нужно ли для извлечения этой пользы прибегать к сложным и навороченными сервисам? Мой опыт показывает, что нет.

Еще из интересного, могу поделиться тем, что помогло мне сделать планирование более точным и эффективным. Мы все люди и мы все подвержены когнитивным искажениям. Из-за этих искажений мы можем систематически недооценивать или переоценивать время, которое потребует та или иная активность. В моем случае я часто считал, что оценка времени была корректная, просто в этот раз активность была какой-то не такой, как обычно. Это могло повторяться даже после нескольких десятков таких неточных оценок. На самом деле, каждый рад активность была самой обычной и я просто находил оправдание своей некорректной оценке. Это довольно часто приводило к тому, что все планы на день летели и я будто бы гнался за уходящим поездом, чтобы все успеть.

Что же мне помогло? Не только планирование активностей, но и постфактум оценка того, сколько та или иная активность заняла по времени. Опять таки в максимально простой форме (не 2 часа 6 минут 40 секунд, а просто 2 часа) и только в тех случаях, где это имеет смысл: всякие повторяющиеся и похожие процессы. Нет смысла оценивать, например, какую-нибудь вечеринку по случаю защиты диплома. В целом оценка затраченного времени полезна тем, что она заменяет субъективные ощущения на объективную картину. Объективная картина не подвержена когнитивным искажениям. Совет простой, но тем не менее для многих моих друзей и коллег он не был очевидным.

Еще есть небольшой лайфхак, позволяющий вовремя приступать к работе — даже к той, которая кажется невыносимо сложной и чрезвычайно важной. Так как скорее это про борьбу с прокрастинацией, а не про тайм менеджмент, расскажу про лайфках очень вкратце. Я даю себе 2-3 пробные минуты для того, чтобы заняться запланированным делом под предлогом того, что если захочу продолжить — продолжу, не захочу — не продолжу. И всегда этих 2-3 минут хватает, чтобы погрузиться в процесс, понять, что не все так страшно и почувствовать уверенность в своих силах, чтобы работать дальше.

Что точно стоит добавить в ваш календарь, если вы хотите учиться в Вышке — 15 июня. С этой даты начинает работу наша приемная комиссия, все инструкции по поступлению в 2023 году смотрите на сайте.

Автор

Гладченко Екатерина Андреевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник