«Как мы пережили онлайн»: внутренняя кухня дистанционного обучения в Питерской Вышке глазами студентов-социологов
Вот и настал день, когда Вышка вновь открыла свои двери для студентов. За последний год, охваченный пандемией COVID-19, студенты успели поучиться в онлайн формате, сменить его на гибридный режим, чтобы затем снова, на неопределенный срок, оказаться на дистанте.
В течение этих долгих месяцев, для каждого из учащихся, процесс адаптации и перехода на совершенно новый формат обучения сопровождался различными трудностями и эмоциональными переживаниями. А сам учебный процесс стал новым опытом, который имел как свои преимущества, которые студенты даже и представить себе не могли, обучаясь в очном режиме, так и недостатки, которые сделали процесс получения знаний не таким простым, как это могло казаться. В рамках нашего исследовательского проекта «Университет офлайн/онлайн: изучение повседневных режимов и практик обучения студентов НИУ ВШЭ во время и после COVID-19 методом дневниковой этнографии», наша исследовательская команда, на протяжении трех месяцев, в период с октября 2020 года по январь 2021 года, вела дневники наблюдений, в которых мы ежедневно рассказывали о своем эмоциональном состоянии во время онлайн обучения и о процессе адаптации к новым реалиям образовательного процесса, описывали новые учебные практики «дистанта» и передавали все, что с нами происходит в учебной и повседневной жизни.
Мы также наблюдали за поведением однокурсников и преподавателей на парах, слушали их истории и делали заметки в дневниках. При помощи своих дневников мы постарались понять, как изменился учебный процесс в коронавирусный и пост-ковидный период. Для того, чтобы узнать, что думают учащиеся о новом формате обучения, мы провели более десятка интервью со студентами Высшей Школы Экономики с разных образовательных программ. При помощи собранных данных, мы поставили цель выяснить, какие ожидания были у учащихся относительно онлайн обучения, как они переживали переход на новый формат, какие плюсы и минусы «дистанционки» они для себя открыли и о каких интересных случаях, которые присущи только парам в онлайне, они могут рассказать нам.
Какой он – онлайн? Учиться нельзя бояться: переход на онлайн-обучение
В первые дни после перехода на дистанционное обучение могло показаться, что этот формат крайне специфичен, и к нему будет трудно привыкнуть. Отчасти, восприятие онлайн обучения, как новой образовательной реальности, могло усугубляться обстановкой, которая царила в мире. Ровно год назад, в это же время, все вокруг только и говорили о коронавирусе, а новостные источники пестрели пугающими заголовками. Однако, время шло, студенты постепенно адаптировались к новому формату и даже открыли для себя плюсы "дистанционки”, которая еще совсем недавно наводила страх и ставила студентов в положение неопределенности.
Это был вопрос неизвестности – что мы вообще будем делать и как это будет выглядеть? В смысле дистанционное обучение, мы же все ходили группами, вместе сидели за компьютером, теперь учиться, не видеть своих одногруппников, не видеть своих преподавателей. Что это вообще такое будет? (фрагмент из интервью)
Тем не менее, не взирая на неизвестность, которая охватывала студентов, практика показала, что у онлайн обучения есть свои преимущества. В первую очередь можно отметить, что многие студенты находили большим плюсом возможность подключиться к онлайн-паре из любого места. Особенно в период пандемии, онлайн формат очень помог иностранным студентам в посещении пар.
...если рассматривать это как феномен, появившийся во время дистанционного обучения - где-то проходят пары, а кто-то в это время (даже не прогуливая, по факту) едет в Выборг. (дневник)
Частой практикой среди студентов стали занятия другими делами во время пар, что воспринимается учащимися больше как плюс. Наши студенты постоянно живут в режиме многозадачности, поэтому умеют заниматься несколькими делами одновременно. Многие отмечали, что полностью концентрироваться на онлайн-занятиях трудно, поэтому зачастую пока идёт пара они параллельно брались за другие дела, начиная с бытовых вопросов, как прибраться в комнате, заканчивания работой над проектами для других дисциплин.
Мне кажется, что это нормальная практика, потому что в условиях офлайн образования у меня не было бы возможности поработать над проектом по ходу занятия по другому предмету, и я был бы занят этим ночью, сидя перед экраном монитора допоздна и нарушая режим сна. (дневник)
Вышка славится приглашением крутых гостей, которые проводят лекции для студентов. Как отмечают учащиеся, в онлайн режиме организация таких занятий стала намного легче.
В онлайн формате это сделать гораздо проще, так как приглашенному преподавателю не нужно искать несколько часов в своем графике, чтобы приехать в университет, достаточно просто включить свой ноутбук. Это действительно сильное преимущество.» (дневник)
Некоторые студенты отмечали, что сдавать сессию в онлайн формате намного проще, нежели в офлайн. Конечно, мы не ручаемся за то, что такие ощущения присущи всем студентам Вышки, однако, многие находили в этом большой плюс.
Из-за дистанционки меняют формат экзамена и то, что раньше было билетами, стало тестовыми вопросами. Отвечать на тестовые вопросы попроще, чем рассказывать по билетам. В этом плане мне очень повезло, что я попала в такой момент, когда сдаю это все тестами. Сессия в онлайн формате проще чем в офлайн. (фрагмент из интервью)
Из интересных наблюдений можно выделить следующее - общая активность на парах в режиме онлайн снизилась, что неожиданным образом дало возможность некоторым студентам проявить себя. Тем, кому раньше было сложно отвечать на семинарах в очном формате, стало намного комфортнее высказываться на занятиях в режиме онлайн.
Мне было интересно беседовать с этими пятью заинтересованными студентами и преподавателем. Иногда это кажется даже удобным, чем участие в слишком бурной дискуссии на 25 человек, где ты не можешь найти подходящий момент, чтобы вставить свой комментарий. (фрагмент дневника)
Все мы знаем, что в Вышке пропуск пар крайне не приветствуется, однако, что поделать, если ты прикован к постели с высокой температурой или по иным причинам не можешь быть на паре… Во время онлайн обучения подобного рода вопросы решились сами собой, поскольку большинство преподавателей стало записывать лекции и семинары. Соответственно, у студентов появилась возможность в любое удобное для них время прослушать и законспектировать весь материал. Благодаря онлайн формату стало возможным даже присутствие на паре будучи на больничном.
Плюс пандемии - это то, что лекции дистанционные, они теперь записываются, и можно в любой момент пересмотреть лекцию. (фрагмент интервью)
«Сидим… грустим…»: Об эмоциональном и физическом состоянии
Однако, у всего есть обратная сторона. И дистанционное образование не исключение. Говоря о плюсах, нельзя не упомянуть и о минусах, к которым относятся: технические трудности и неполадки возникающие во время учебных занятий, недостаток живого общения с однокурсниками и преподавателями, проблемы с концентрацией во время пар, неорганизованность внутри рабочих групп и длительное нахождение перед экранами мониторов. Все это откладывает определенный отпечаток на эмоциональном и физическом состоянии и настрое студентов.
Иногда во время онлайн пар возникали технические проблемы, которые вызывали у студентов сильную эмоциональную встряску, сопровождаемую серьезными переживаниями.
После меня должна была вступить моя подруга, но случилась небольшая пауза. Её выкинуло из Зума, однако, ей удалось быстро подключиться снова, но из-за такой стрессовой ситуации она растерялась и рассказала свою часть не так уверенно, как хотела. После этого она ещё долго переживала. (запись из дневника)
Когда что-то идет не так, это огромный стресс. Если во время технической неполадки дома не будет родителей, которые, возможно, смогут мне помочь, то это всё… Это паника и снос крыши. Если бы такое повторилось на экзамене, а у меня это уже было, то это всё, минус нервная система. Очень страшно, потому что это всё-таки твоя оценка, от оценки зависит твой рейтинг, от рейтинга твоя скидка, от скидки зависит то, сколько ты будешь платить, а от этого зависит состояние семейного бюджета. Небольшой сбой в системе может повлиять на то, что тебе просто не зачтут экзамен, если у тебя не будет доказательств. (фрагмент из интервью)
У других студентов онлайн обучение сопровождалось эмоциональным выгоранием в марте 2020-ого года. А повторный переход в онлайн режим в ноябре мог снова спровоцировать подобное состояние.
Честно говоря, если бы не работа и не встречи с друзьями, у меня бы вновь случилось выгорание как в марте, когда мне совершенно ничего не хотелось делать, и я просто лежала в кровати целыми днями. Я очень боюсь снова оказаться в таком состоянии, и поэтому стараюсь как можно чаще встречаться с друзьями. (запись из дневника)
У меня резко упало настроение, и я не хотела ничего делать. Мне настолько стало плохо в моральном плане, что я даже решила не подключаться к завтрашним утренним парам. (запись из дневника)
Нередко студенты могли испытывать чувство апатии по отношению к дистанционному формату обучения. Оно, как правило, было связано с отсутствием мотивации учиться и недостатком разнообразия в повседневной жизни из-за введенного режима самоизоляции.
Чувствую себя бесполезной амебой. Не учусь толком. Ем все что вижу, сплю до обеда. Продуктивность не то, что на нуле, она в минусе... . (запись из дневника)
Если до этого я была очень активной, и мне было тяжело отказываться от общения с людьми, то сейчас из-за того, что у меня такое апатичное, меланхоличное и одиночественное состояние, мне сложно возвращаться к всему этому. Я очень стараюсь, но всё равно, это тяжко. (запись из дневника)
Сидячий образ жизни, отсутствие физической активности и постоянная нагрузка на глаза не проходят бесследно. Последствия влияния всех этих факторов в полной мере прочувствовали на себе студенты в период дистанционного обучения.
Снизилась физическая активность, так как мы очень очень много времени проводим за компьютерами. Мне кажется, я стала хуже запоминать информацию. (фрагмент из интервью)
... очень портится зрение. (фрагмент из интервью)
Я в интернете прочитала такую вещь, что нельзя работать в месте, где ты спишь, а многие же сидят в кровати и что-то делают. Я в том числе, а потом заснуть не можешь, потому что у тебя мозг привык к тому, что надо работать в этом месте и у тебя реально нарушается сон. (фрагмент из интервью)
Лапы в кадре и вареная гречка. Это тоже про онлайн-обучение
За год обучения в дистанционном формате у студентов накопилось множество историй, которые могли произойти только в тех условиях, в которых учащиеся оказались, обучаясь дома и не имея возможности очно посещать университет. Самые интересные из этих историй мы не могли оставить без внимания.
Пожалуй, самыми частыми и в то же время забавными историями, стали рассказы о домашних животных. Питомцы нередко появлялись в объективах камер студентов и преподавателей во время онлайн занятий.
Мне кажется, типичная забавная ситуация – это когда у кого-то включена камера, и вдруг в кадр заходит кот или собака - все сразу бросают свои дела и сразу «Кто это? Как зовут? А покажите и расскажите». Все начинают обращать внимание на котика или собачку. (фрагмент из интервью)
Из всей группы только преподаватель сидела с включенной камерой. Она была дома. На её коленях сидел кот и постоянно лез «целоваться». Она попросила прощения за поведение кота Вениамина. Он был после операции, поэтому она сидела с ним (в качестве поддержки). (запись из дневника)
Занятия физкультурой в онлайн формате стали самыми необычными из всех. Именно поэтому, было неизбежно то, что во время тренировки через Zoom будут происходить интересные и забавные моменты.
Один парень, который решил не выполнять упражнения, забыл выключить микрофон. Он также был с включенной камерой. Тренеру не было его слышно, но вот всем остальным студентом было. В какой-то момент к нему пришёл друг, и тот сказал ему, что так «занимается на физре». Этот диалог был за камерой, но в какой-то момент голова этого друга появилась на экране, он покривлялся и ушёл. (запись из дневника)
В начале тренировки, когда мы делали разминку, одна девочка попросилась отлучиться на минутку, потому что у неё что-то готовилось на плите, а середине занятия тренер спросил у неё: «Как там Ваша гречка? Всё нормально? (запись из дневника)
Домашняя обстановка во время онлайн пар отмечается студентами как один из плюсов дистанционного образования. Однако, в таких условиях могут возникать весьма конфузные и неловкие ситуации.
У меня отец очень громко ходит и разговаривает по телефону. Он прям кричит в трубку. Периодически это может мешать, когда я, например, что-то отвечаю и в этот момент раздаётся где-то с кухни: «Вася, нам нужно 30 килограмм цемента!» Я сижу и надеюсь, что связь не настолько чувствительная, и она не пропустит эти волны туда, и что никто не услышит, как мой батя разбирается с цементом. (фрагмент из интервью)
Однако, далеко не всегда пара может застать студента в комфортной домашней атмосфере. Иногда выйти на связь с преподавателем необходимо из совершенно не располагающих к занятиям мест.
Забавно, что сегодня на паре была девочка, которая презентовала проект прямо в автобусе. Во время пары ей пришлось ехать по делам, а так как она самый активный человек в группе, ее камера и микрофон практически всегда включены. По этой причине мы видели весь ее путь от дома, до остановки и путешествия в автобусе. (фрагмент из интервью)
Как показали результаты нашей работы над проектом, процесс адаптации к новому формату обучения во время глобальной пандемии COVID-19 сопровождался определенными эмоциональными и физическими трудностями и преградами для учащихся. Однако ко всему можно привыкнуть и даже найти свои преимущества в сложившейся ситуации, так и произошло с дистанционным обучением. По прошествии года можно сказать, что студенты не только приспособились к новой форме обучения и в случае надобности, как это случилось во вторую волну пандемии, готовы вернуться на “дистанционку”, но и извлекли немало плюсов из системы онлайн образования, которая еще совсем недавно была скрыта под завесой тайны.
Авторы - студенты ОП "Социология и социальная информатика":
Белова Елизавета
Власова Елизавета
Истомина Анастасия
Скороходова Нина
Степанчук Анастасия
Ферапонтова Ксения
Швец Федор