«Я уверен, что студенты с успехом пройдут экзамены в онлайн-формате»
Проректор Сергей Рощин о сдаче экзаменов с использованием прокторинга
Опасения студентов по поводу применения прокторинга на будущей сессии стали одной из тем прошедшего на прошлой неделе заседания студсовета. Проректор Сергей Рощин прокомментировал основные спорные моменты.
Руководство Университета: проректор
10 июня в Вышке начинаются экзамены за третий и четвертый модуль. Впервые внутри НИУ ВШЭ они пройдут полностью дистанционно и в некоторых случаях с использованием прокторинга. У части студентов эта процедура вызывает опасения и тревогу, слово «прокторинг» не для всех знакомо, поэтому прокомментирую часть таких переживаний.
В основном тревоги связаны с двумя опасениями: техническими процедурами и возможным сбоем работы техники с одной стороны, а также повышенной вероятностью стрессовой атмосферы – с другой.
Во-первых, необходимо понять, насколько процедура прокторинга новая. Ее активно используют в мировом образовании приблизительно с 2013 года, когда начался рост онлайн-форм образования. Она используется разными университетами, в том числе ведущими, которые создают онлайн-программы или предлагают свои курсы в онлайн-формате.
В российском образовании прокторинг также активно используется не один год. Ведущие российские университеты, объединенные на Национальной платформе открытого образования и предоставляющие свои курсы студентам других университетов, провели уже десятки тысяч человеко-экзаменов с прокторингом.
Только НИУ ВШЭ провела в прошлом году 10 тыс. таких испытаний. В связи с массовым использованием дистанционных технологий в настоящий момент 20 тысяч студентов из 60 университетов проходят обучение по курсам Вышки и будут сдавать экзамены с прокторингом. В апреле этого года университет успешно провел вступительные экзамены в аспирантуру для 500 абитуриентов, используя эту технологию. При этом НИУ ВШЭ уже давно работает с компанией «Экзамус» при проведении прокторинга.
Все это позволило набрать большой опыт в проведении экзаменационных процедур с такой технологией, и он говорит о том, что технические проблемы не носят массовый характер, что проблема использования оборудования решается. Напомню, что у нас сдают экзамены студенты и абитуриенты из многих региональных университетов, и нельзя сказать, что обеспеченность оборудованием у них гораздо лучше, чем у студентов Вышки. Есть большой опыт работы прокторов, поэтому применение технологии прокторинга в НИУ ВШЭ не запускается «с нуля». Это работающая и апробированная технология.
Во-вторых, поясню, насколько массово планируется применять прокторинг в нашем университете. Студенты совершенно справедливо ставят вопрос о том, что экзамены должны носить характер творческой работы, где прокторинг не нужен. Это очень правильный подход с точки зрения развития качественного образования.
Так вот, на весенне-летнюю сессию по всей Вышке с прокторингом запланировано только 17% экзаменов. Много ли это? Совсем нет. Больше 80% экзаменов как раз имеют «творческий» характер, или преподаватели не видят необходимости контроля через прокторинг. Но в 17% преподаватели сочли, что прокторинг нужен, и это вполне «нормальная» доля. Интересно, что в МИЭФ, где высокое качество образования, где есть требования Лондонской школы экономики к образовательному процессу, с прокторингом проходит 99,9% процентов экзаменов, и это не вызывает никаких вопросов у студентов. Наоборот, в данном случае это гарантия качества образования, что и должно являться главной ценностью как для студентов, так и для преподавателей.
Есть много тревог, связанных с незнанием или неправильным пониманием процедур прокторинга. Например, утверждается, что обязательная проверка оборудования занимает много времени и студентам приходится тратить время, отведенное на экзамен, в ожидании помощи техподдержки.
Это не так. Сначала студент авторизуется в системе и проходит процедуру идентификации личности, затем нажимает кнопку «начать тестирование», и только после этого начинается отсчет времени. В ходе выполнения теста проктор не может и не должен отвечать на вопросы студента, он может только фиксировать нарушения процедуры экзамена.
В расписании экзаменов специально предусмотрено время на авторизацию и прохождение идентификации личности. Как правило, 30 минут.
Есть волнения, что во время использования автоматического прокторинга (без присутствия проктора) студент не знает, допустил ли он ошибку, до момента объявления. Статистика показывает, что процедуры автоматического прокторинга не приводят к всплеску «отрицательных» решений по экзаменам. А свою оценку студент всегда узнает не сразу, в этом нет новизны.
Много внимания уделяется техническим требованиям при прокторинге: не отрывать взгляд от экрана на длительное время, не уходить от компьютера. Вокруг этих требований начинаются надуманные дискуссии.
Практика прокторинга (напомню, это десятки тысяч случаев) показывает, что никто не засекает, на сколько секунд студент отвел глаза от экрана, и никто из прокторов не аннулирует экзамен на основе этого требования.
Процедура экзамена в любом случае не прерывается и не аннулируется автоматически. Прокторы из числа сотрудников университета анализируют видео и принимают решение, было списывание или нет. Как правило, на видео это очевидно.
В требовании не покидать зону видимости вообще нет никакой новизны: ровно такое же требование присутствует на очных экзаменах в виде запрета на выход из аудитории. Если вышел, сдавай работу. Многих из нас так учили, причем не только в советских и российских, но и в зарубежных университетах. Сейчас многие преподаватели так проводят контроль знаний. Контроль этот бывает очень строгий, что и правильно.
Особые ситуации всегда могут возникать, если студент себя плохо чувствует. Как в офлайне, так и в онлайне надо вовремя предупреждать и о необходимости лекарств на столе, и о невозможности продолжать экзамен. Тогда назначаются пересдачи, и в этом нет новизны.
Конечно, если возникают проблемы технического характера, то как и при очных экзаменах, так и при онлайн-экзаменах с прокторингом у студентов должно быть право на апелляцию. Это очевидно и даже не требует обсуждения.
Необходимо отметить, что любая проверка знаний, любое испытание (а экзамен – это испытание) создают стрессовую ситуацию для человека. Это касается и офлайн, и онлайн-формата. Как показывает практика, в последнем случае студенты испытывают стресс не больше, чем при очном экзамене.
Я уверен, что студенты с успехом пройдут экзамены с технологией прокторинга. Студенты Вышки очень сильные, они готовы к решению разных задач, и их хорошо учат сильные преподаватели.