• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология и методы социологического исследования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины «Методология и методы социологического исследования» – заложить систематизированные представления о специфике дизайна социологического исследования, методах и процедурах сбора информации в социальных исследованиях, в том числе сформировать представление о видах эмпирических социологических исследований, содержании программы социологического исследования. Успешное освоение данной дисциплины закладывает основу для более сложных и специализированных дисциплин, связанных с процессом исследования, сбором, анализом и интерпретацией информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с методологией социологического исследования, формирование представления о методах социологического исследования, развитие навыков проведения социологического исследования
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию, высказывает свою точку зрения.
  • Студент обосновывает дизайн исследования, формулировку предмета исследования, исследовательского вопроса, методы сбора и анализа социологической информации, определяет способы оценки качества данных
  • Студент использует имеющиеся знания о социальных проблемах в определении проблемной ситуации, формулировке гипотез, цели и задач исследования
  • Студент владеет навыками организации и проведения социологического исследования для подготовки презентаций на семинары, домашнего задания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дизайн социологического исследования. Программа СИ
    Стратегия, дизайн, метод исследования. Метод как способ сбора, обработки и анализа информации. Методология как система принципов научного исследования. Методика как последовательность и взаимосвязь приемов, связанных с данным методом. Позитивизм, интерпретативизм и постпозитивизм как направления социальной методологии. Понятие прикладного социологического исследования (СИ) как системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получения достоверных данных об изучаемом явлении/процессе для их использования в практике социального управления. Дизайн исследования как общая стратегия логически связного сочетания компонентов исследования, которая должна обеспечить эффективное изучение рассматриваемой проблемы; эскиз того, как будут собираться, измеряться и анализироваться данные. Черты хорошего дизайна исследования. Логические этапы СИ (Д. де Вос): теория, предположения, создание измерительного инструмента и расчет выборочной совокупности, сбор данных, анализ данных, интерпретация результатов, новая теория или уточнение существующей теории. Виды СИ по «глубине»: разведывательное, описательное, аналитическое; по методам: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент; по динамике: разовое, повторное (срезовое, панельное). Этапы эмпирического СИ как относительно завершенные, связанные между собой логически и структурно совокупности организационных и исследовательских процедур. Этапы прикладного СИ: методологическая и методическая подготовка; сбор первичной информации; подготовка к обработке и обработка информации; анализ и интерпретация результатов, подготовка выводов и отчета. Программа СИ как проект исследования, гарантирующий единство и согласованность действий участников исследования. Разделы программы: методологический, методический. Сокращение содержания программы в оперативных исследованиях: соблюдение общего «словаря» исследования, цели, задач, гипотез, индикаторов.
  • Виды опросов. Формулировки вопросов и ответов
    Виды опросов по охвату, динамике, источнику информации. Массовые и экспертные опросы. Организация массового опроса. Онлайн-опросы и их отличия от традиционных опросов. Логическая и типографская верстка анкеты. Размещение социально-демографической части вопросов. Вопросы: прямые, косвенные, прожективные, открытые и закрытые. Стратегии формулировки вопросов: анализ рекомендаций и практики. Необходимость соответствия вида вопросов цели, задачам, объекту исследования. Сензитивные вопросы. Служебные вопросы-фильтры. Определение сложности вопроса при пилотаже. Эмпирические правила формулирования вопросов инструментария и вариантов ответов к ним. Социально-демографические особенности ответов на вопросы опроса. Типичные ошибки в проведении различных видов опросов.
  • Качество социологических данных. Репрезентативность данных
    Валидность, полнота, чувствительность и надежность. Правила отбора индикаторов: детерминированность интерпретацией, предпочтение множества индикаторов, зависимость от объекта и условий исследования. Одноступенчатые и многоступенчатые выборки; простые и комбинированные выборки. Отбор респондентов на последнем этапе многоступенчатой выборки. Взвешивание данных при сравнении.
  • Стратегия качественного социологического исследования.
    Лекция. Стратегия качественного социологического исследования. Эвристические возможности применения качественной методологии. Специфика информации, получаемой исследователем. Когда и зачем социологи обращаются к качественным методам. Возможности совмещения качественной и количественной методологии. Формулировка исследовательского вопроса в качественном исследовании. Планирование качественного исследования. Этапы исследования. Формирование дизайна исследования и его трансформации в ходе полевого этапа. Вход в поле и полевая работа: проблема доступа и «гейт-кипер», «легенда», проблема участия и вовлеченности, полевой дневник и аккумулирование полевых материалов, «эмоциональное выгорание». Репрезентативность, надежность, валидность данных. Триангуляция. Хранение данных. Интерпретация данных, выводы и возможности теоретизации. Семинар. Специфика качественного социологического исследования: Семинар. Виды качественных исследований: этнографическое исследование, кейс-стади, устная история, обоснованная теория Разбор и обсуждение текстов по теме. Практическое занятие — Проектирование качественного социологического исследования Каждая рабочая группа пишет проект качественного исследования, формулирует исследовательский вопрос, предмет и объект исследования, обосновывает стратегию, этапы исследования, выборку, обосновывает валидность и надежность данных.
  • Метод интервью, метод фокус-группы
    Лекция. Исследовательское интервью. Интервью в социологическом исследовании. Фокус группа как метод социологического исследования: возможности и ограничения Возможности и ограничения применения метода интервью. Специфика получаемой информации. Виды интервью. Гид по интервью, формулировка вопросов интервью. Техники ведения интервью. Проблемы взаимодействия информанта и респондента. Фокус-группа — эвристические возможности. Составление сценария фокус-группы. Проективные методики. Групповая динамика. Техники ведения фокус-группы. Организация взаимодействия в фокус-группе. Рекрутирование участников фокус-групп. Состав участников фокус-групп. Определение необходимого количества фокус-групп. Семинар. Подготовка полевого этапа качественного социологического исследования Рабочие группы выбирают тип интервью, определяют и обосновывают выборку. Подготавливают гид интревью. На семинаре презентуют и обсуждают данные материалы. Обсуждают возможности «выхода в поле», исследовательскую легенду. Обсуждают возможности совмещения разных исследовательских методов в одном исследовании. Семинар. Виды интервью, методики интервьюированная. Практическое занятие. Фокус-группа Составление сценариев фокус-группы, обсуждение проективных методик, обсуждение и апробация методик ведения фокус-группы.
  • Работа с документами и вторичными источниками. Цифровая и мета-этнография
    Лекция. Работа с документами. Документы жизни. Цифровая и мета-этнография Виды документов. Документы жизни. Газетные статьи и публикации в печатных сми. Законодательные докуметы. Цифровые источники. Специфика коммуникации в Интернете. Понятие интернет-сообщества. Мета-этнография: использование социологических исследований и экспертных документов в качестве источников. Возможности исползования разных видов документов в социологическом исследовании. Количественный и качественный анализ текста. Выборка документов для исследования. Понятие дискурса, виды дискусивного анализа. Построение системы категорий. Единицы анализа, кодирования, контекста. Кодировочная таблица: категория, определение, правила кодирования. Семинар. Цифровая этнография. Чтение и обсуждение литературы и видео-материалов по теме. Семинар (2 часа). Работа с документами На семинаре планируется обсуждение текстов. Практическое занятие (2 часа) Анализ дискурса Во время практического занятия студенты занимаются кодированием полученных и собраных в рамках их исследовательских проектов материалов, составляют и заполняют кодировочные таблицы.
  • Основы интерпретации качественных данных
    Практическое занятие. Студенты презентуют результаты исследования, проведенного в мини-группах. На занятии происходит обсуждение проведенных исследовательских процедур и полученных выводов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600