• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология и социальная информатика»

07
Апрель

Безопасность жизнедеятельности

2016/2017
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
1
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент будет знать основные подходы к определению, изучению и пониманию содержания, роли и значения безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения и её правовых рамках; об обязанностях, правах и возможностях студентов в процессе обучения в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ, включая нормативные акты, регулирующие учебный процесс, основные бизнес-процессы студента. Сможет участвовать в образовательном и исследовательском процессах, безопасно используя ресурсы НИУ ВШЭ и личные ресурсы в т.ч. психологические; распознавать и оценивать опасные для жизни и общества ситуации и риски; действовать и использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказать первую помощь пострадавшим. Студент овладеет навыками построения безопасных отношений в учебном заведении; развития черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать овладению студентами основными концепциями и методами обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
  • сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни
  • способствовать получению практических навыков в аспектах обеспечения безопасности студентов в рамках жизнедеятельности в университете, в большом городе (Санкт-Петербург), а также навыков соблюдения личной безопасности в информационной и психологической сферах
  • приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
  • Создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
    Раздел 1. Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ 1.1.Целевые установки дисциплины, критерии оценивания, ожидания от студентов, краткий обзор модулей дисциплины. • Структура НИУ ВШЭ. • Основы безопасной учебы в НИУ ВШЭ 2. Особенности обучения в НИУ ВШЭ • Чем отличается научно-исследовательский университет от вуза. • Модули. Экзаменационные недели. • Кредиты. • 10-балльная система оценивания. • Рейтинговая система. • Образовательные стандарты. 3. Нормативно-правовая база обучения в НИУ ВШЭ: • Устав НИУ ВШЭ • Правила внутреннего распорядка. • Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов • Положение о стипендиальном обеспечении. • Другие нормативные документы, регулирующие учебную деятельность студентов. 4. Академическое развитие в НИУ ВШЭ • Как включиться в научную деятельность и исследования. • Программы академической мобильности. • Академическая этика Вопросы для обсуждения: 1. Что студенты узнают об особенностях учебы в НИУ ВШЭ? 2. Какие есть возможные варианты индивидуальных траекторий? 3. Алгоритмы действий в проблемных случаях, к кому, куда обращаться в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург?
  • Информационная среда НИУ ВШЭ
    Структура и правила пользования библиотекой. Справочно-поисковый аппарат библиотеки: формирование поискового запроса, заказ литературы, электронная читательская карточка. • Сайт. • Компьютерные классы. • Электронная почта. • LMS (ознакомиться с работой и зарегистрироваться). • Электронные ресурсы: журналы и книги с on-line доступом, специализированные базы данных. • Медиатека и удаленный доступ к электронным информационным ресурсам, лицензионные ограничения использования ресурсов. Работа на семинарах: • Завершается ознакомление с сайтом, заведение аккаунтов, регистрация в системах и т.п. • Выберите из приведенного списка базу данных архивных номеров журналов. • Выберите из приведенного списка действия, запрещенные лицензионными соглашениями с производителями электронных ресурсов. • Зарегистрируйтесь и начните работу в ЛМС
  • Безопасность студента в мегаполисе
    3.1. Безопасное поведение в большом городе: Опасность похищений и методы предупреждения. Правила поведения с собаками. 3.2. Безопасность на транспорте. Основные правила безопасности в общественном транспорте и на метрополитене. Меры реагирования и предотвращения карманных краж и иных эксцессов. 3.3. Безопасность в местах массового скопления людей. Меры безопасности при уличных беспорядках. Правила общения с сотрудниками полиции и иных официальных структур. Самооборона, её правовые основы и пределы. 3.4. Криминогенные факторы опасности: экстремизм, терроризм как факторы риска и методы противостояния им (вкл. элементы мини-тренинга) • Характеристика терроризма и вопросы обеспечения безопасности населения. • Общая характеристика, цели и задачи терроризма. • Методы террористической деятельности. • Силы и средства террористической деятельности. • Профилактические меры антитеррористической направленности • Особенности и правила поведения в ситуации жертв терроризма, захвата заложников. Вопросы для обсуждения: 1. Как действовать в случае пожара? 2. Как действовать при нападении на Вас в лифте? 3. Какие должны быть действия человека при нападении собаки? 4. Первая помощь человеку, пораженному электротоком. 5. Как себя вести в ситуации жертвы захвата заложников или террористов?
  • Корпоративная культура. Волонтерство.
    4.1. Приемы восстановления при интенсивных учебных и эмоциональных нагрузках. 4.2. Варианты решения личных проблем. 4.3. Тренинг по развитию коммуникативных качеств. 4.4. Тайм-менеджмент. 4.6. Волонтерство. Что такое волонтерство? Как стать волонтерами? 4.7. Кружки. Студии. Секции. 4.8. Внеурочная работа. Чем занять себя после занятий? 1. Какие существуют психологические техники, с помощью которых студенты могут справиться с трудной жизненной ситуацией? 2. Какие коммуникативные качества нужны современному студенту НИУ ВШЭ Санкт-Петербург? 3. Как организовывать и эффективно использовать свое время в образовательной деятельности?
  • Правила выживания в университете как сложной системе
    5.1. Безопасность студента в сфере профессиональной деятельности. Безопасность социолога в «поле» и вузе. 5.2. Работа с учебной документацией студента. Подготовка элементов портфолио. Написание документов, входящих в состав портфолио. Вопросы для обсуждения: 1. Какую структуру имеют НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ Санкт-Петербург и факультет социологии? 2. К кому/ в какую структуру можно обратиться за помощью в случае необходимости? 3. Перспективы внесения в подходы безопасности гуманитарных ценностных представлений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. - 4-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006581-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/398349

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.М. Маслова, И.В. Кохова, В.Г. Ляшко; Под ред. В.М. Масловой - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0279-4 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/508589