• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
23
Июнь

«В академии ты работаешь на себя и на свое имя»: Юлия Кривоносова об учебе в Вышке и карьере в науке

Юлия Кривоносова закончила бакалавриат по политологии в Питерской Вышке и выбрала исследовательскую карьеру. Она получила два магистерских диплома в Великобритании и Польше, завершает диссертацию в Эстонии и работает научным сотрудником в Швейцарии. А в этом году ей также удалось стать экспертом проекта от ОБСЕ. Мы поговорили с Юлией о ее учебе в бакалавриате, пути в академию и качествах, которыми должны обладать исследователи.

Из архива Юлии Кривоносовой

Из архива Юлии Кривоносовой

–  Почему Вы решили поступать в Питерскую Вышку на программу по политологии?

– Я решила, что буду поступать либо на политологию, либо на международные отношения. В 2011 году про Вышку в моем окружении мало кто знал, так что этот вариант мне казался несколько рискованным. Я подала документы в два вуза, включая Питерскую Вышку. В итоге я выбрала именно ее, так как процесс поступления был построен очень четко. У меня был диплом олимпиады, можно было поступить по ней. Я так и сделала. И ни разу не пожалела.

– Почему Вас заинтересовала политология?

– В старшей школе я училась в английской гимназии, сдавала историю, обществознание и английский. На экономику или юриспруденцию мне не хотелось. Сначала меня заинтересовали международные отношения. Но позже поняла, что политология, возможно, даже интересней. Это более широкий профиль. Мне хотелось получить гуманитарное, но в то же время прикладное образование.

– Нравилось ли Вам учиться в бакалавриате? Что больше всего запомнилось?

– Да, мне очень нравилось. Я училась во многих университетах, но именно Вышку вспоминаю с теплотой. Мне кажется, нам дали хороший уровень образования. Я помню, как на первом курсе Александр Юрьевич Сунгуров предложил нам поучаствовать в проекте – проанализировать предвыборную агитацию партий. Мы собирали газеты, флаеры, фотографировали баннеры. А затем каждый должен был написать эссе, которые вошли в небольшой сборник. Это был хороший первый опыт политологического исследования. Было круто осознать, что все, что нас окружает, так или иначе может стать предметом анализа для политолога. Вот баннер, ты его не замечаешь обычно, а его тоже можно изучать. 

Вышка – это огромный старт в жизни для тех, кто действительно заинтересован. Мне очень нравилось и образование, и индивидуальный подход, и прекрасные преподаватели. Очень много всяких возможностей: постоянно предлагалось куда-то поехать, взять какой-то курс, поучаствовать в проекте.

– Насколько для Вас была важна научная деятельность?

– Все, что связано у меня с университетом, было про науку или обучение. Я ходила на пары и брала дополнительные проекты, участвовала в конференциях, научных школах, стажировках. Каждый год подавала на повышенную стипендию (ПГАС). Еще я была учебным ассистентом. Этот опыт мне потом очень пригодился. Много кто спрашивает о нем. Это очень круто, потому что, например, в других университетах нельзя быть учебным ассистентом во время бакалавриата.

– После выпуска Вы учились в зарубежных магистратурах. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте.

–  Я училась на программе двойного диплома Erasmus Mundus Joint Master Degrees. По окончании обучения по такой программе у тебя будет два диплома, а в некоторых случаях можно получить даже три. Я училась в Университете Глазго в Шотландии и в Ягеллонском университете в Польше. В третий университет решила не ехать, а заняться стажировкой в другой стране. Моя программа называлась Russian, Central and East European Studies. Я бы отнесла ее к чему-то на пересечении регионалистики и международных отношений. Это была междисциплинарная программа, которая базировалась на разных департаментах. Но свой диплом я всё равно писала в сфере сравнительной политологии.

– Как Вы стали научной сотрудницей Таллинского технического университета?

–  Я решила, что хочу остаться в академии. Мне прислали информацию, что в TalTech ищут человека на PhD. Оказалось, что там довольно большой департамент по электронным технологиям и электронному правительству. На тот момент я электронным правительствам не занималась, а все время изучала выборы. Я поговорила с руководителем PhD-проекта по электронному голосованию. Мне понравилась эта идея. Прошла конкурсный отбор и стала аспиранткой и научным ассистентом в этом проекте. 
В рамках научного проекта мы смотрим, сколько стоит внедрение электронного голосования по сравнению с другими способами. Мы работали непосредственно с избирательной комиссией Эстонии, делали наблюдение по всей стране. Еще мы ездили в другие страны, которое также ввели или собирались вводить электронное голосование, смотрели, как все это происходит.

Я участвовала и в проектах про другие электронные сервисы, например, про здравоохранение. В целом мне нравится эта тема. Это позволяет мне быть экспертом в более широких аспектах цифровизации.

– Недавно Вам удалось поучаствовать в проекте от ОБСЕ? Расскажите, пожалуйста, про него.

– Я была экспертом по новым избирательным технологиям. У ОБСЕ есть Бюро по демократическим институтам и правам человека, оно занимается наблюдением за выборами. Я анализировала ситуацию в Литве, где планировалось внедрять электронное голосование. У нас была маленькая экспертная группа – четыре эксперта и четыре ассистента, которые наблюдали за выборами и потом готовили доклад.

Мне очень понравилось, потому что это было непосредственно связано с моей темой исследования. Я не ожидала, что столь короткий опыт сможет изменить мое восприятие той темы, которой я занимаюсь. 

Когда ты работаешь в такой организации, пишешь рекомендации, которые носят обязывающий характер и которые сохраняются в базе для последующих миссий, это большая ответственность. Это самый большой мой опыт в том, как академические знания могут быть применены на практике. Здесь ты влияешь на реальные процессы.

 – Почему Вы решили выбрать академическую карьеру, чем она Вас привлекает?

– Причин много. Одна из основных – в академии ты работаешь на себя и на свое имя. Ты строишь свою репутацию, создаешь вокруг себя исследовательскую команду. Еще в академии можно заниматься тем, чем ты хочешь. Здесь много свободы и возможностей для реализации, зачастую ты сам выбираешь свой график, строишь свой день. Конечно, если к науке добавляется преподавание, у тебя уже намного больше обязательств. Но пока я наслаждаюсь этим графиком.

– Каким качествами нужно обладать, чтобы стать исследователем?

– Во-первых, очень-очень важно быть самостоятельным, уметь выполнять задания без внешнего контроля. Во-вторых, важно быть честным. Это касается всего: и плагиата, и цитирования, и того, как ты работаешь с коллегами. Нечестность рано или поздно может сказаться на твоей репутации и поставить крест на всей твоей карьере. Еще мне помогало желание докапываться до сути. Для академии это очень важно, ты не ищешь легких решений проблемы. И последнее – любовь к работе с текстом.

– Каковы Ваши карьерные планы?

– С апреля я начинаю работать в Бернском университете, параллельно дописывая диссертацию в Таллине.

– Что Вы можете пожелать студентам Вышки, которые видят себя в академии?

– Наверное, смелости. Подаваться везде, откликаться на возможности. Учась в Глазго, я часто вспоминала про те возможности, которые предлагала Вышка. Мы были довольно избалованы их количеством и часто их упускали. Но ты никогда не знаешь, что окажется важным в твоей жизни. Нужно просто быть внимательным и открытым.