• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Политология и мировая политика»

НеМалая школа социальных наук: интерактивный лекторий для старшеклассников

В начале этого учебного года в Питерской Вышке был создан новый студенческий проект - "Вышка Lite SPb: НеМалая школа социальных наук". Это интерактивный лекторий для старшеклассников, основанный второкурсниками Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения для старшеклассников - будущих студентов. В этом проекте студенты выступают в роли преподавателей и делятся своими знаниями с абитуриентами о том, как лучше всего подготовиться к олимпиадам. "Вольная редакция" поговорила с организаторами об особенностях проекта, а также задала несколько вопросов слушателям.

НеМалая школа социальных наук: интерактивный лекторий для старшеклассников

Александра Вайсберг, организатор проекта

— Расскажите немного о себе. 

Я учусь в питерской Вышке на 2 курсе образовательной программы "Политология и мировая политика", призёр Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Недавно я присоединилась к команде уже хорошо известного проекта студентов нашей программы "Гражданин Политолог" и начала координировать пока менее известный проект "Вышка Lite SPb", который мы придумали вместе с однокурсниками. 

— Почему Вы решили создать этот проект? 

Если начать издалека, я могу с довольно большой долей уверенности отметить, что в системе олимпиад школьников есть определенные различия между регионами. Например, в Москве есть хорошо развитая система подготовки, работает Ассоциация победителей олимпиад, благодаря которой кружки по подготовке к олимпиадам существуют во многих школах. Преподают в них студенты, которые сами недавно выигрывали олимпиады, занятия бесплатны для школьников. В Петербурге такого нет, что я ощутила на собственном опыте, хотя некоторый прогресс присутствует. Я подумала, что стоит попробовать внести свой вклад в улучшение ситуации.  

Наконец, наверное, мною двигали и некоторые ценностные соображения. Мне повезло, что в своё время мне встретилась учительница, которая помогла развить мой интерес к обществознанию. Но так везёт не всем, я думаю. Мне бы хотелось, чтобы у школьников были возможности узнавать новое в неформальной, располагающей к обмену мнениями обстановке. Наверное, ещё мне бы хотелось, чтобы у них появились дополнительные причины верить в себя, а также здоровый энтузиазм, который можно почувствовать, участвуя в интеллектуальных соревнованиях. 

— Какие основные цели Вашего проекта Вы можете выделить? 

Если кратко, проект нацелен на то, чтобы, во-первых, помочь одарённым школьникам подготовиться к олимпиадам, во-вторых, дать им возможность побольше узнать о Вышке в неформальной обстановке, прийти в неё не только на день открытых дверей, но и в обычную субботу, в-третьих, на то, чтобы мы как студенты получили опыт объяснения материала, организации мероприятий, проектного менеджмента и самоорганизации в целом. Мы стремимся создать некоторую модель многогранной студенческой жизни в Вышке, поэтому среди форматов у нас уже есть олимпиадные занятия, дебаты и разговорные встречи на английском, нацеленные на то, чтобы помочь будущим студентам преодолеть языковой барьер и комфортно участвовать в семинарах, если они поступят на англоязычную образовательную программу (например, нашу). Эти встречи проводят члены клуба Talking Crows, с которым мы начали сотрудничать. Конечно, за всем этим стоят более глобальные цели, например, равенство образовательных возможностей. Надеюсь, мы вносим свой небольшой вклад в их достижение. 

— Каким Вы видите будущее своего проекта? 

Наверное, мне бы хотелось, чтобы проект развивался и интенсивно, и экстенсивно. Интенсивно в том смысле, что было бы здорово, если бы мы смогли придумывать и воплощать в жизнь новые форматы мероприятий. Например, на данный момент мы хотим начать приглашать преподавателей выступать на наших занятиях. В будущем (в наших мечтах) можно было бы выйти на уровень проведения летней или зимней школы, подобно тем, которые проходят в московском кампусе. Также относительно интенсивности, конечно, хочется, чтобы занятия становились всё более содержательными и одновременно интересными, хотя уже сейчас мы стараемся поддерживать их на достаточно высоком уровне, что требует серьёзной подготовки. 

В смысле экстенсивности я бы хотела, чтобы проект вышел за рамки нашей образовательной программы и факультета, чтобы он давал возможность школьникам пообщаться со студентами и преподавателями всех образовательных программ. С другой стороны, может быть, лучше сохранить некоторую камерность и локальность, поэтому было бы также хорошо, если бы у разных программ или факультетов были разные проекты, объединённые целью развития потенциала будущих абитуриентов. 

Кроме того, мне кажется, показателем того, что наш проект достигает результатов, могла бы быть преемственность поколений. Я была бы рада, если бы ребята, которые сейчас ходят к нам на занятия, или не живут в Петербурге, но всё равно следят за нашими публикациями, или даже просто разделяют наши идеи, поступили бы в Вышку и сами бы решили поучаствовать в развитии проекта в роли организаторов или преподавателей. Если наш проект продолжит своё существование, то в долгосрочной перспективе им и определять его будущее. 

Давид Авагян, один из лекторов проекта

— Расскажите немного о себе. 

Я студент 2 курса НИУ ВШЭ СПб программы «Политология и мировая политика». Среди тысячи ответов на этот вопрос есть парочка, которая в данном контексте важнее остальных. Я призер олимпиады "Высшая Проба" по философии, и преподаю философию в этом проекте, а если чуть точнее, то те части ее разделов, которые помогут ученикам в написании олимпиады. 

— Скажите, пожалуйста, почему Вы решили стать преподавателем в этом проекте? 

Моя собственная олимпиадная молодость была прекрасным временем в моей жизни. Более того, став призером олимпиады, я смог без проблем поступить в вуз. Именно поэтому у меня всегда было желание как-то осмыслить и передать тот небольшой опыт, который накопился за то время. После того, как Александра предложила организовать проект, в котором я смогу реализовать это желание, я сразу согласился. 

— Это ведь Ваш первый опыт преподавания, верно? 

В таком формате - да, однако, как и многие студенты, которые хотят совмещать работу и учебу, я в какой-то момент был репетитором по английскому и истории. Эти два опыта, впрочем, очень разные. 

— А что Вам нравится и не нравится в преподавании? С какими трудностями приходится сталкиваться студенту, оказавшемуся в роли лектора? 

Быть преподавателем очень приятно, особенно когда тема тебе интересна. Конечно, мы еще ищем свое преподавательское амплуа, но из-за небольшой разницы в возрасте и заинтересованности всех участников, никаких трудностей с учебным процессом пока не возникало. Наша основная проблема сейчас - найти свой формат и технические возможности для реализации проекта. На этом нелегком пути трудности ожидают всех, хотя Александра и другие ребята в проекте этим горят, и все получится.

— Скажите, какие Ваши личные качества Вы считаете особенно полезными в преподавательской работе? 

Из моего личного опыта лучшие преподаватели — это те, кто любит свой предмет и умеет красиво говорить. О втором судить не мне, но мне очень помогает первое. 

— Значит, Ваши ожидания от реализуемого проекта оправдываются? 

Да! Многие ребята вместе с нами успешно преодолели первые этапы олимпиад и даже некоторые вторые этапы. С нетерпением ждем результатов. 

— Каким Вы видите будущее данного проекта? 

Наша общая мечта - сделать проект институцией, которая не будет зависеть от участников. Все циклично, мы когда-нибудь покинем ВШЭ, но придут другие студенты - олимпиадники, которые раньше были школьниками, и смогут передать опыт другому «поколению» учеников. В таком круговороте заинтересованы все: школьники, которым это интересно, и которые хотят готовиться к олимпиаде бесплатно; студенты, которые будут получать опыт преподавания; и, наконец, ВШЭ, в которую будут приходить талантливые заинтересованные дети. 

Источник: официальная группа проекта "Вконтакте"

Александра и Яна – слушатели интерактивного лектория

— Расскажите немного о себе. 

Яна: Меня зовут Яна. Мне 16, учусь в классической гимназии, там изучаю латынь и древнегреческий. С 9 класса активно участвую в олимпиадах, выходила на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Мечтаю поступать на политологию в Вышку, правда, в Москву. 

Александра: Я учусь в 11 классе. Хочу поступить на юридический факультет ВШЭ. 

— Что именно побудило вас принять участие в проекте? 

Яна: Хотелось пообщаться со студентами направления моей мечты. А также я люблю готовиться к олимпиадам, так что для меня такие проекты интересны. 

Александра: Во-первых, интересный формат. Мы не только слушаем лекции и выполняем задания, но также участвуем в дебатах и разговорных клубах.  Во-вторых, это возможность узнать Вышку изнутри, пообщаться с теми, кто в ней учится. Ну и в-третьих, это отличная подготовка к олимпиадам, ведь в Питере достаточно мало занятий, нацеленных именно на них, все больше курсов ЕГЭ. 

— Оказались ли занятия в рамках проекта полезными? Какие положительные или, может быть, отрицательные черты проекта вы можете выделить? 

Яна: Да, занятия оправдали все мои ожидания! Помимо того, что студенты рассказали много полезной информации про поступление и обучение, я еще и действительно узнала много информации, уже примененной мной в олимпиадах. 

Александра: Проект получился просто замечательный! Это одновременно и отдых в конце недели, и подготовка. Еще можно отметить интересный подбор тем и текстов, серьезно, все они были действительно хорошими, везде можно было что-то подчеркнуть для себя. Из минусов... Ну, разве что отсутствие системности, хотя не уверена, что это недостаток. Каждое занятие — это отдельно взятая тема. 

— Скажите, каким вы видите будущее лектория? 

Яна: Успешным: большое количество ребят, присутствующих на занятиях, а также приглашенные преподаватели! 

Александра: Надеюсь, что проект будет развиваться, и через какое-то время он станет полноценной школой по подготовке к олимпиадам по социальным наукам и праву. 

Занятия абсолютно бесплатны и открыты для всех желающих. Помимо лекций, вебинаров, дебатов и полного погружения в олимпиадные задания, участники получают возможность пообщаться со студентами Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге, чтобы больше узнать об университете и интересующих их образовательных программах. Подробная информация доступна в сообществе проекта "Вконтакте".

 

Материал подготовила Виктория Гребенник, студентка ОП "Политология и мировая политика"