Современные поэты, какие они?
Студентка 4 курса Лана Беленькая о проекте «Беспокойство языка» и встрече с поэтом. Какие они, современные поэты, читайте в статье.
— Расскажи немного о проекте «Беспокойство языка». Почему ты решила принять в нем участие?
— Все началось осенью 2021 года в рамках одного из проектов нашего университета. Его участники организовывали открытые дискуссии со студентами Вышки на тему современной поэзии и современного русского языка. Проект был мне интересен во многом потому что поэзия XXI века для меня на тот момент была чем-то неоднозначным. Впоследствии, к сожалению, из-за невозможности личных встреч со многими поэтами, нам пришлось изменить формат проекта, и мы стали киноклубом. Однако наша цель не изменилась, потому что мы также обсуждали, как «работает слово» в современном языке, но только уже не в поэзии, а в кинематографе.
— Почему именно «Беспокойство языка»?
— Изначально нам было интересно, какие изменения претерпевает современный поэтический язык. И с помощью этой игры слов мы выразили суть нашего проекта. Во-первых, мы наблюдали нестабильность или иными словами беспокойство языка в нынешней поэзии. А во-вторых, мы, как филологи, беспокоились о современном русском языке в целом, о том, как он меняется, и о том, что его ждет в будущем. Нам было интересно обсудить это с другими людьми из литературной сферы.
— Каков был твой личный вклад в развитие этого проекта?
— Я организовала и провела самую первую встречу с поэтом Сергеем Финогиным, который выпускает свои стихи под творческим гиперонимом Татьяна Инструкция. Его произведения мне очень понравились, потому что он пишет на остросоциальные темы, но делает это не в депрессивном ключе, а с иронией. Я обожаю иронию и постиронию, поэтому для меня его стихи были очень близки. Оказалось, что даже в эпоху всевозможных мессенджеров связаться с поэтом непросто. Для того чтобы договориться с Сергеем, мне пришлось специально создать страничку в Фейсбуке*, так как он, как и многие другие современные поэты, не пользуется другими социальными сетями. Далее я изучила всю опубликованную информацию о Сергее и составила небольшой список вопросов для нашей дискуссии, который впоследствии оказался не так полезен, так как обсуждение была очень живым и насыщенным. На встрече, после того как Сергей прочел некоторые свои стихи, аудитория, в основном состоящая из студентов-филологов, «закидала» его вопросами, которые он внимательно выслушал и детально прокомментировал. К слову, было приятно, что он общался с нашим коллективом на равных, без тени «звездной болезни».
— Он никак не комментировал тот факт, почему пользуется только Фейсбуком*?
— Про Фейсбук* не уточняли, но у меня есть наблюдение, что многие творческие люди сейчас делятся там своими текстами, мыслями и наблюдениями.
— Не могу не спросить про имя Татьяна Инструкция, что мотивировало его писать под этим псевдонимом?
— Сергей объяснил, что в какой-то момент он столкнулся с творческим кризисом, и Татьяна, как некий вымышленный друг, который был с ним всегда, помог ему выйти из сложной ситуации. Писать под именем Татьяны Инструкции было неким выходом за рамки навязанных стереотипов про себя. При этом Сергей также подчеркнул, что не так важно, что его творческий гипероним имеет женское имя. Важна скорее сама сущность, сам образ, дающий поэту свободно самовыражаться.
— Какие интересные моменты из дискуcсии с Сергеем тебе запомнились?
— Вопросов было так много, все они были очень разноплановые. Запомнился вопрос, который и меня очень волновал при прочтении стихов Сергея. Кто-то из аудитории задал простой, но одновременно очень принципиальный с точки зрения поэзии вопрос: поэта спросили о том, почему нет рифмы в большинстве стихов Татьяны Инструкции. Ответ был очень прост, и, как мне кажется, он очень в духе современных и свободных поэтов. Сергей ответил, что так ему комфортнее, для него важно содержание, а форма второстепенна. В этом нет подтекста или задумки, просто так легче выражать себя.
— Теперь немного об измененном формате проекта. Что поменялось и будут ли участники проекта сотрудничать вместе дальше?
— За проект студенты-участники должны были получить оценку, поэтому необходимо было продолжать его развивать, даже несмотря на невозможность встреч с поэтами, с которой мы в определенный момент столкнулись. Мы стали собираться на киновечера, после которых мы с нашими руководителями и гостями долго обсуждали литературную, языковую и идеологическую составляющую той или иной современной кинокартины. Спустя еще некоторое время проект вынуждены были покинуть его организаторы, это и положило конец нашим встречам.
— Может быть стоило перейти в онлайн-формат?
— Мы обсуждали такую возможность, но пришли к общему мнению, что наши встречи были так интересны и посещаемы во многом из-за особой атмосферы: мы собирались в уютной аудитории, сдвигали парты и могли открыто общаться с людьми напротив и видеть их «живую» реакцию. Онлайн-формат обезличил бы многих участников, чего нам совершенно не хотелось бы. Тем не менее, я была бы рада, если бы проект продолжил развиваться. Возможно, наши коллеги с младших курсов подхватят эту идею и продолжат реализовывать.
— Что ты выяснила для себя о современной поэзии после этого проекта?
— Отвечу просто: она есть, она развивается и все еще находит отклик у сотен тысяч людей. А еще в кругу современных поэтов очень много разносторонних, начитанных и просто приятных в общении людей.
С Ланой беседовала Татьяна Галкина.
* Facebook - запрещённая в России соцсеть.